Зарисовки с Кильского фьорда - 2

Зарисовка вторая. Возвращение императора.

Эта история – совсем свежая. В пятницу, 13-го июня (позавчера) к нам в Киль вернулся царь. На родину вернулся, прошу заметить. Спустя 272 года государь император Петр III, урожденный Карл Петер Ульрих Голштейн-Готторпский, родной внук Петра Великого, расположился в виде нового бронзового памятника (работы российского скульптора Александра Таратынова) в симпатичном уголке Замкового сада. На холме над фьордом, где в сентябре 1727 сошла с трапа русского фрегата его совсем молоденькая мать Анна Петровна. У стен замка XVII  века, где он родился 10 февраля 1728 г.
 
Не повезло дочери Петра I. Она так и не оправилась после родов, в довершение всего простудилась у открытого окна, желая полюбоваться фейерверком в честь рождения наследника двух тронов. И умерла через несколько дней.

Не повезло и самому Карлу Петеру Ульриху. Трудное сиротское детство в небогатом, наполовину оккупированном герцогстве. Среди немногих радостей - музыка (он прекрасно играл на скрипке) и прогулки под парусом по Кильскому фьорду. А с 14 лет - новая страна, новые обычаи. Тётка принца - Елизавета Петровна - захватив русский трон, как тогда водилось, путем переворота в 1741 г., почти сразу пригласила племянника в качестве наследника этого самого трона. Дальше - женитьба без всяких признаков любви, восшествие на престол в 1761 г., очередной переворот  через полгода, убийство императора в Ропше, которое никто так и раскрыл (да и не пытался).  И, - что самое страшное, - Петра III лишили не только трона и жизни, но и доброго имени. Историю ведь пишут победители. А победительницей, свергнувшей и убившей беднягу Петра,  в данном случае была не кто нибудь - сама Екатетерина Вторая, прозванная впоследствии Великой. Ну как можно ей не поверить, притом без всяких доказательств. И пошли кочевать из учебника в учебник, и наполнили книги историков изображения жалкого, обделенного умом существа,  которое до зрелых лет играло с оловянными солдатиками и вешало крыс…
А теперь включим логику и здравый смысл. Шестеро самозванцев, включая грозного Емельяна Пугачева, приходили под именем Петра Третьего, чтобы восстановить справедливость. И народ им охотно верил, шел за ними. Откуда такая популярность? За что же такая любовь к чужестранномуу, да еще, если верить императрице и ее придворным историкам-пропагандистам, совершенно ничтожному государю? А ответ типичен не только для XVIII века, но и для более поздних времен: Петр многим "перешел дорогу". Слишком обширными были его планы, в чем-то он намного опередил свое время...
Ну не был он слабоумным! С юности  интересовался идеями европейского Просвещения. Он принес в Европу мир,прекратив Семилетнюю войну. (Пойди история иначе - кто знает, каких успехов достигла бы Российская империя в союзе с весьма просвещенным по тем временам и сильным в военном отношении Фридрихом Великим). Петр III ликвидировал Тайную канцелярию, законодательно запретил пытки, прекратил длившееся век преследование старообрядцев. Вот вам и объяснение, лежащее на поверхности, вполне современное притом: партия войны, тогдашние "силовики" и господствующая церковь не могли смириться с такими инициативами. Враг системы - вот кем был бывший голштинский принц, опороченный на два с лишним столетия. Царь-реформатор, автор знаменитых манифестов о вольности дворян, о привлечении иностранцев в российскую экономику. По воспоминаниям современников, он всерьез задумывался об отмене крепостного права. Но не успел - еще почти сотню лет рабство продолжало процветать.
Чувством справедливости по отношению к незаслуженно оболганному уроженцу Киля руководствовались энтузиасты - ученые, военные, инженеры, и другие. Шесть лет назад они основали "Царское общество Киля" (Kieler Zarenverein e.V.). Терпеливо и интересно, иногда в театрализованной форме, они по крупицам восстанавливают подлинное изображение государя Петра Федоровича. И вот - венчая их труды - появился этот памятник.
Очень интересный и талантливый скульптор - Александр Михайлович Таратынов. Он уже успел украсить многие города Европы фигурами, оставившими след в российкой истории: сподвижник Петра Великого Франц Лефорт в Женеве, королева Нидерландов Анна Павловна в Гааге, Пушкин и Высоцкий - в Черногории. А его замечательный, необычный проект "3D" - скульптурное воплощение известнейших картин мировых художников: "Ночной дозор" Рембрандта, "Слепцы" Брейгеля, "Незнакомка" Крамского и даже "Танец" Матисса. (Посетите сайт мастера - не пожалеете). Я очень рад, что во время открытия памятника в Киле Александр Михайлович поделился со мной и читателями нашего блога парой слов о своем творчестве. Он всегда с интересом и глубоко, с пристальным вниманием к мельчайшими деталям,  изучает все, что связано с личностью персонажей его скульптур. Посещает место будущей установки памятника и плодотворно участвует в обсуждении с заказчиками. И вот он в Киле. Мастера приветствуют представители городской управы, множество гостей, представители посольства России, а также члены Царского общества в лице "самого" Петра III (профессор истории Кильского университета Гельмут Гризер). Между ними - бронзовая фигура императора со свитком в ру ке (на свитке надпись на двух языках: Frieden. Мир, подпись и печать). По левую руку от него, в некотором удалении - пустой трон Российской империи, который был силой отнят у Петра. Который знал о заговоре против него и не принял никаких мер: настолько был уверен (и не без оснований) в своей популярности. В истории России - не он первый, не он последний. Долго приходиться ждать, но правда всё же возвращается. Рукописи не горят. И вот уже не столь однозначны в своих оценках историки, вот уже российские кинематографисты сняли несколько лет назад фильм "Серебряный самурай"с совсем другим Петром Третьим.
Нужно подождать каких-то два с половиной века - и доброе имя обязательно вернется. Будем оптимистами. А покамест молодой бронзовый император стоит на холме у пустого трона и пристально глядит на милый ему Кильский фьорд…
Прощаюсь с вами до следующей зарисовки с Кильского фьорда. Через неделю. Речь пойдет о парусном фестивале "Кильская неделя", которая каждый год приходит в наш город вот уже более 130 лет.

Удачи!