• Архив

    «   Сентябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
                 

Откуда в "Вокруг Света" такое "засилие рекламы"?

В здешней дискуссии на нашем форуменесколько раз возникала тема чрезмерного, будто бы, обилия рекламы в новой, реорганизованной версии журнала "Вокруг Света".

Я думаю, здесь - в кругу наших давних читателей и друзей - никому не нужно доказывать, что именно наличие в журнале рекламы оказывается основой редакционной самостоятельности, независимости издания, гарантией свободы его суждений и мнений его авторов по любой обсуждаемой на наших страницах проблеме. Ведь рекламные поступления - единственный источник доходов для журнала, розничная цена которого (при продаже нашего тиража в торговые сети) не позволяет даже и близко окупить расходы на содержание редакционного персонала, приобретение высококачественных авторских материалов, особенно фоторепортажей, командировки наших авторов и т.п.

Так вот. Я сегодня могу твердо заявить, что рекламы в журнале сколько было - столько, практически, и осталось. Вот таблица, из которой видно, каков был процент рекламных публикаций от общей площади полос журнала за весь 2009 и за первые 8 номеров 2010 года (напомню, я в реальности руковожу журналом с 1 номера 2010 года, а в новом формате журнал выходит с 6 номера 2010)):

1/09...24%
2/09...23%
3/09...24%
4/09...31%
5/09...32%
6/09...31%
7/09...32%
8/09...27%
9/09...33%
10/09...37%
11/09...39%
12/09...40%

1/10...23%
2/10...25%
3/10...31%
4/10...32%
5/10...33%
6/10...37%
7/10...31%
8/10...26%

Как видим, от месяца к месяцу количество рекламы в журнале то больше (в сравнении с соответствующим месяцем прошлого года), то - к моему величайшему сожалению - меньше. В среднем же по первым восьми месяцам 2009 года рекламы в журнале было 28%, а по первым восьми месяцам нынешнего - 29,75%. Эта вот такая разница в 1,75% журнальной площади повергает в ярость и возмущение некоторых наших читателей? Странно.

Отдельно замечу, что объем журнала в страницах (в профессиональном обиходе их принято называть "полосами") действительно колеблется от номера к номеру. Но происходит это вовсе не от того, что редакция то беднеет, то богатеет, и то бросается экономить, то транжирить свои скудные средства, а совсем по другой причине. Мы отталкиваемся именно от количества рекламных полос, предварительно зарезервированных нашими рекламодателями: рассчитываем объем так, чтобы поддерживать содержание рекламы в номере приблизительно в диапазоне 25-35% (при том, что закон позволяет нам публиковать до 40% рекламы в каждом номере), и при этом оставлять общее число полос достаточно технологичным, удобным для типографии (это число должно составлять определенное количество целых "тетрадей", размером 16, 20 или 24 полосы, и не может варьироваться произвольно, тут есть некоторые специфические требования полиграфистов).

Так что вопрос об объеме журнала в целом, и о доле его площади, отданном под рекламу, совсем не так прост, как кажется стороннему - и иногда безответственному - наблюдателю.

Так что там с буквами в "Вокруг света"

Которую уж неделю читаю в форуме вокругсветовского сайта реплики читателей, которые пришли к нам сказать, как они на нас обижены за то, что мы новым дизайном испортили их любимый журнал, как они нам ни за что этого не простят, и как они никогда с утратой старого макета не смирятся.

Ну, и много, очень много страсти в этих откликах. Наверное, почти столько же, сколько было в репликах тех, кто откликался на возрождение в 1999-2000 годах журнала в том макете, от которого мы теперь отказываемся в пользу нового проекта, сделанного Дмитрием Барбанелем. Понятно, что 10 лет назад никакого форума и никакого такого сайта еще не было, но можно себе вообразить, в какую ярость приводил тот макет читателей журнала, привыкших к "Вокруг Света" советского образца. Нынешнее бешенство, которое они демонстрируют в связи с его упразднением, - просто ничто в сравнении...  

Вообще-то мне казалось правильным дождаться выхода в свет хотя бы трех номеров нашего журнала в обновленном оформлении и в переработанной концепции, прежде чем вступать здесь в дискуссию. Поэтому я до сих пор воздерживался от комментариев. И, признаться, в ряде случаев был несколько... э-э-э, как бы это сказать... обескуражен той категоричностью, с которой некоторые участники обсуждения выступали тут с глобальными обобщениями, далеко идущими выводами и катастрофическими прогнозами, основываясь на беглом просмотре одного-единственного номера журнала.

Теперь, когда в руках почтеннейшей публики оказались июньский, июльский и августовский номера, мне кажется, можно вести обсуждение несколько более аргументированно.

Вот, в частности, мотив "сокращения объема", который несколько раз встречался в читательских комментариях. На ветке форума, посвященной мнению читателей об обновленном макете, можно встретить решительные утверждения, будто в журнале стало "меньше букв", что тексты сократились, что они "слишком быстро кончаются", что статьи как-то ужасно укорачиваются и т.п. Пользователь pups_luber так прямо и взывает к нам: "Товарищи руководители издательства - БОЛЬШЕ ТЕКСТА".

Должен совершенно ответственно заверить дорогих читателей, что редакция нисколько не экономит на буквах с тех пор, как мы реорганизовали дизайн и структуру журнала. Несмотря на то, что по площади (если считать в квадратных сантиметрах) наши страницы действительно стали чуть-чуть меньше - если быть точным, реальное сокращение составило 8,3% площади, - наш журнал стал существенно более емким, в том, что касается "текстоемкости".

Вот небольшая таблица, в которой можно видеть, сколько текста (считая в знаках с пробелами) уместилось в каждом номере нашего журнала с начала текущего года.

При этом нужно иметь в виду, что первые пять номеров были сделаны еще в "старом макете", а три последних - в новом. Как видите, мне эти объемы известны с точностью до одной-единственной буквы, поскольку нам приходится очень точно их учитывать, составляя гонорарную ведомость наших авторов (откуда сведения, собственно, и почерпнуты). Заметим, что подписи под иллюстрациями, пояснения к картам и схемам и прочий "мелкий дребезг" в этих цифрах не учтен, поскольку такие элементы публикаций являются плодом усилий наших штатных редакторов, и в базовую сумму для расчета гонораров авторам не входят:

№1,2010.....203 363
№2,2010.....306 532
№3,2010.....278 929
№4,2010.....264 364
№5,2010.....287 645
№6,2010.....329 131
№7,2010.....339 508
№8,2010.....360 053

Как видим, объем текстов, публикуемых в журнале, систематически увеличивается от номера к номеру. И никакого "недолива после отстоя пены" в журнале, в реальности, не обнаруживается.


Вот за это, дорогие друзья, мы и любим наш новый макет: предоставляя нам множество новых возможностей для свободного дизайнерского творчества, он очень емок, компактен, вместителен, но при этом и легок для восприятия, поскольку журнальные статьи - даже очень объемные, - воспринимаются читателем легко, и "усваиваются" им без лишних усилий.

С уважением,

Ваш,

Сергей Пархоменко,
главный редактор "Вокруг Света"
Изменено: Сергей Пархоменко