Неизвестный бозон

Думать, что если тебе известно что-то, то об этом непременно знают и другие — обычно ошибочно. Даже с базовым набором истин можно напороться — ведь наверное же все знают, кто сформулировал закон всемирного тяготения, верно? Вот вы знаете? Кто? Эйнштейн? Гм... Так что не думаете, что если вы что-то знаете про бозон Хиггса, то и остальные в курсе, то это вряд ли. То, что известно urbi et orbi, сводится к содержанию вот этой картинки.

Во всяком случае, за последнюю неделю меня неоднократно спрашивали, что такое бозон, почему все его искали и какой Хиггс его потерял, и точно ли нашли именно его (ведь он же маленький совсем, как можно быть уверенным, что это не другой бозон?). Подробнее мы ответим в развернутой статье следующего номера журнала "Наука в фокусе" (или почитайте у Игоря Иванова на "Элементах" прямо сейчас), а пока — в нескольких словах.

Итак:
1. "А вы вообще то нашли, что искали?" Большинство физиков в данный момент уверены, что это именно хиггсовский бозон, потому что его свойства слишком хорошо похожи на предсказанные свойства бозона Хиггса.
2. "Чего это вы все так расшумелись по этому поводу?" Нет, это не рядовое открытие обычной частицы. Новых адронов (не аНдронов, обратите внимание, потому и коллайдер аДРонный, а не аНДронный) понаоткрывали за последние годы столько, что все перечислять нет смысла. В частности, один из пунктов программы БАК как раз предусматривает изучение так называемых прелестных барионов. Но все открытые адроны были вполне ожидаемые, состоящие из известного набора кварков. Но в данном случае речь идет об открытии нового типа материи, а не какой-то новой частицы. До этого физики имели дело лишь с частицами вещества (электроны, протоны и пр.), либо с частицами —переносчиками взаимодействия, квантами силовых полей (фотоны, глюоны, тяжелые W- и Z-бозоны). Но бозон Хиггса не является ни тем, ни другим; это «кусочек» хиггсовского поля, которое занимает отдельное, специальное место в устройстве нашего мира.
3. "Откуда вы знаете, что это именно он? Может, случайность?" В естественных науках открытие считается обычно открытием, когда вероятность статистической флюктуации на некотором обрабатываемом массиве данных менее процента. В физике всё строже: в данном случае вероятность случайной флюктуации составляет менее миллионнной доли. Кроме того, это не единичный факт - наблюдения велись несколько лет, и данные по 2011 и 2012 году вполне совпадают. Конечно, может быть, это и не бозон Хиггса. На нем же не написано, в конце концов. Однако гипотеза о том, что найдена частица, которая рождается и распадается примерно как хиггсовский бозон, связана с другими частицами таким образом, как ожидается от хиггсовского бозона, но им при этом не является, — очень неправдоподобна.
4. "И что всё это значит?". Что жизнь невыносимо скучна, что стандартная модель мира подтвердилась и не надо выдумывать новую, и что революций в физике не будет, о ужас! Шутка. Это значит, что мы стали гораздо больше знать о мире. И это нам пригодится, это точно.
Фото: