Чтение в пике


Когда живешь некоторое время в Париже, к некоторым вещам привыкаешь. Нет, не к круассанам — а к количеству книжных лавочек, супермаркетов и магазинов. Для такого в сущности небольшого города, как Париж, их количество кажется избыточным (москвичу).

Впрочем, небольших книжных лавочек как раз немного — их роль исполняют букинисты по набережным Сены. А вот больших книжных — многие десятки. И они не стоят пустыми музеями, в них есть люди. Они явно приходят туда не просто посмотреть на «уходящую культуру бумажной книги», но и приобщиться к ней путём покупки нескольких книг. Нет, они не отстали от цивилизации, и электронные книги тоже продаются на французской территории совсем неплохо. И всё это приезжему из России кажется странным только потому, что мы сейчас поменялись ролями: 20 лет назад французы и прочие американцы удивлялись количеству читающей публики в России. А теперь удивляемся мы, приезжая, наоборот, к ним.

И чем дальше, тем сильнее мы будем этому удивляться. Скажем, в 2007 году только 28 процентов жителей России полагало, что Солнце вращается вокруг Земли. А сегодня их уже 32 процента (из данных ВЦИОМ). В том же 2007 году 83 процента опрошенных знали, что растения вырабатывают кислород. Сейчас в этом уверено только 78 процентов. 29 процентов уверены, что первые люди на Земле жили уже в эпоху динозавров (около 200 миллионов лет назад) Очень вероятно, что такие вот удивительные подвижки в сознании наших сограждан происходят, в частности, потому, что книжных магазинов становится всё меньше. Например, от моего дома как минимум на полтора километра в любую сторону нет ни одного книжного магазина. Интернет спасает, конечно, но если нет привычке в оффлайне, то как ей сложиться в онлайне? В США, например, в библиотеки записано 68 процентов населения, а в России всего 20. Среднестатистический американец «приобретает» за год (покупает плюс берет в библиотеке) 7,7 книг (2009 год), а россиянин всего 3,4. Всё это меня очень беспокоит.

Книжная отрасль — единственная индустрия, которая позволяет людям читать чужие мысли. Такую поразительную вещь надо поддерживать всеми силами. В частности: создавать в средствах массовой информации по отношению к книгам такой же информационный круг, как например, по отношению к автомобилям, по отношению к алкоголю, как ко многим другим товарам потребления. Покупайте книги! Это полезная привычка.