Глаз как результат проб и ошибок

Самой интересной научной новостью за последние дни, пожалуй, стало сообщение о том, что прочтенная геномная последовательность губки амфимедон дала возможность изучить, как, в частности, устроено зрение у личинок этих беспозвоночных. Оказалось, что в их геноме не нашлось кодов зрительных белков опсинов, зато присутствовали гены светочувствительных криптохромов. Это единственный представитель многоклеточных, у которых зрение организовано без участия опсинов и нервов.

А почему это так уж интересно, спросит читатель? А потому, что дает почву для продолжения дискуссии о том, как мы были созданы, участвовал ли в этом Творец и если участвовал, то как именно. Ведь именно глаз, как один из сложнейших человеческих органов, часто приводят в пример в качестве удивительно сложного, невероятно точно отлаженного устройства, создать которое под силу только божеству-демиургу, а в результате эволюции оно появиться на свет никак не может. Но открытие альтернативного механизма зрения у многоклеточных животных приводит нас тем не менее к выводу, что природа организовывала это свойство методом проб и ошибок. То есть точно так же, как и все другие способности и признаки земных организмов.

Про геном губки Amphimedon queenslandica и про зрение ее личинок (у губок нет глаз, разумеется, зато есть у личинок — чтобы уплывать в то место, где нет света) можно почитать вот тут и вот здесь.