• Архив

    «   Сентябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
                 

Прекрасная "жемчужина" (или оборотная сторона Колумбии).

Часть 4.

Преодолев "горняшку" на склонах вулкана Пурасе,с ошеломляющими пейзажами, продрогнув до костей,наслушавшись таинственной тишины и звенящего безмолвия, спустилась в долину городка Ла Плата.
Отдохнув здесь одну ночь, на утро я уезжаю в Сан Андрес на «пикапе»,этот вид транспорта практикуется везде.Сегодня хочу посетить зЕмли Тиеррадентро, нЕкогда обетованные различными племенами индейцев.
Строительство дорог ведётся повсеместно в отдалённые горные районы, дорожная техника время от времени перекрывает проезд и длинная очередь из машин выстраивается  по серпантину. Быстро выпрыгиваю и «щёлкаю» всё вокруг.
Внизу ,по дну каньона, бежит река Паэз, красиво перекатываясь через камни – валуны. В 1994г. она, с виду безобидная и совсем не опасная, унесла жизни 1000чел. В горном массиве Лас Невадос, откуда она берёт своё начало, подтаяли на вершинах ледники и сошли в реку. Чудовищный жернов изо льда двигался вниз, сметая мосты и стирая на своём пути  в порошок все берега со стоящими на них домиками и спящими спокойно жителями. «Жернов» был высотой почти до края ущелья и спастись с его внутренних склонов было не возможно. Эта адская машина перетирала человеческие тела и ещё в течение нескольких месяцев вылавливали их фрагменты . Река, которую знали и любили с детства оказалась столь зловеща и безжалостна.
Наконец – то добрались до Тиеррадентро и водитель «пикапа» обещает  ждать меня вечером в 5 ч. на этом же  месте рядом с расположенным здесь музеем. Вообще-то музеев два, по обе стороны от дороги.
У меня полно времени, ещё только 9 ч. На территории парка мне вручают карту с обозначением мест захоронений древней цивилизации, которая тоже носит имя  «Тиеррадентро» и, вручив им законных 10 песо, я отправляюсь по маршруту на карте. Свои вещи я оставила на автовокзале в La Plata, надеясь вернуться туда и в ночь выехать  в г. Нейба, что бы полюбоваться чудо – пустыней Татакоа.
А пока на встречу с таинственными древними склепами, не менее таинственной индейской культуры. Дорога в начале пути довольно приличная и мостик живенький, ещё какие-то голоса раздаются. Но так только кажется, что это парк, а на самом деле лес, заросли и неограниченные пространства. И чем дальше я продвигаюсь,тем яснее становится ситуация.  Идти надо в гору и очень долго, дорожка превращается в тропинку, а потом в «козью» тропу. Жара изнуряющая, воду экономлю. Какие – то дикие мандариновые деревья с красивыми, но совершенно не съедобными горько – кислыми плодами, пчёлы, бабочки, ноги катятся по крошёному камню. Где-то далеко позади осталась дорога, река и люди.
Наконец – то вышла на ровную возвышенность. Здесь охрана и гид в одном лице, с двумя туристками из Испании и я вношу в их размеренную беседу некоторое оживление. Сразу посыпались вопросы и повели меня знакомить с захоронениями.
Что бы увидеть всё то, что предлагает маршрутная памятка, надо, как минимум, ходить по горам 2 дня. Все памятники прошлого, скульптуры и гробницы, обнаруженные на этой огромнейшей территории, никак между собой не связаны и появлялись они здесь последовательно, друг за другом в разное время. Я совершенно не настроена лазить по горам в течение 2-х дней, тем более, что часть захоронений находится на противоположной стороне на самых вершинах совсем не маленьких гор.
Испанские туристки по второму разу спускаются со мной в склепы по каменным ступеням, выбитым по спирали в стенах  колодца, а дальше каменные ниши – залы с поддерживающими свод, колоннами, на многих из которых выбиты лики, обращённые ко входу и их взгляды встречаются с нашими глазами. Некоторые склепы, видимо для избранных, имеют под сводами и на колоннах орнамент из белой, красной и чёрной красок. (Фото запрещено).
2000 лет назад индейцы Тиеррадентро  хоронили трупы, а по прошествии некоторого времени изымали их и сжигали, а прах в круглых урнах опускали в эти гробницы. Некоторые из них хранили  до 100 урн. А открыл эти места  в 1930г. местный охотник, когда его собака обнаружила провалившегося в могилу зверя.
Напрыгавшись до одури по крутым лестницам, решаю идти обратно ко входу в парк, что бы сократить  и облегчить путь, а оттуда в противоположную сторону по дороге к статуям в 2-х км. отсюда. А если идти к статуям по горам, то доберусь туда только к утру. Мой запас времени быстро иссякает.
Золотые руки у этих колумбийцев, идеальный порядок везде. Над каждым спуском - входом в гробницу,решётки, закрывающиеся на замок и служитель тщательно проверяет каждый из них. А огромные общие навесы предостерегают от затопления.
Простившись с испанками, которые уже здесь 3 дня и всё успешно обошли, я удаляюсь. Вниз спускаться легко и быстро. Радуясь, что отлично укладываюсь во времени, бегу по «козьим» тропам, напевая. Я уже давно не боюсь змей, пум и оцелотов, не говоря о муравьях и тарантулах. Я о них даже не помню. Вернее я бы их боялась, если б встретила, но не дано. Воду выпила, внизу куплю.
Что это так долго нет реки? Да и «козья» тропа уже давно должна превратиться в тропинку. А деревья мандариновые всё те же. Вот я и внизу, передо мной ручей вместо реки, а подход к нему затянут колючей проволокой.
Да. Я заблудилась! Как же так? Что же делать?  Возвращаться, это значит терять время и подъём заберёт силы, надо искать брод через ручей, направление  вроде бы верное. Продираясь, сквозь заросли ищу проход, но колючая проволока, похоже, по всему берегу. Аккуратно её отогнув, подлезаю под неё, положив на спину сумку с документами, что бы не изодраться в кровь.
Осторожно по скользким камням перехожу  ручей и вот я вновь на тропе, она уже почти не видна странное дело,поднимается куда-то вверх. Неуверенно, оглядываясь и прислушиваясь, двигаюсь дальше. В какой-то момент понимаю, что  придётся возвращаться, иначе заночую в джунглях, как мой знакомый в джунглях Индонезии.
Перейдя обратный брод и преодолев колючую проволоку, опять тащусь вверх, все вещи до нитки мокрые, пот уже не вытираю, он просто стекает струйками. Начались мандариновые деревья и я выхожу на тропинку. Ну это точно моя! Как я могла с неё свернуть? И снова вниз к реке, к мосточку, к выходу. Времени в обрез, но служитель музея уверяет меня, что я успею, ещё и на осмотр музея время останется.
Помчалась по дороге на осмотр статуй. Мои знакомые испанки пьют сок за столиком, увидев меня, открыли рты. Я им едва махнула рукой и мимо, дабы не спросили, где это я околачивалась? Жажда нестерпимая, быстро покупаю большую минералку и выпиваю больше половины. Бегу в надежде, что сейчас увижу статуи за ближайшим поворотом, а их всё нет, без конца смотрю на часы. Неужели 2 км. моей дистанции ещё не кончились? Как долго! Торможу редкую машину и меня подвозят к широкому входу. А где же статуи? Так это там, на верху, ещё километр пути. Как же так? Ведь мне обещали…
Только бы не расплакаться от обиды на древние цивилизации! Ну что эти колумбийцы, не могли статуи вниз спустить? Делать нЕчего и я потихоньку скуля  и подвывая поплелась на верх, где выставлены статуи культуры Паез, названной в честь реки.
Эта культура более молодая, 7-ой век н.э. Статуи плохо сохранились, видимо из-за структуры камня, но от этого не менее интересны. Так- же тщательно оберегаются и хранятся, но их не много и, когда были найдены,  то  стояли на поверхности земли, больше, чем на половину вросшие в неё.
Да, усилия были приложены мною неимоверные, выжатая, как лимон, совершенно не понятно голодна или нет, хочется только пить. А результат не удовлетворил, он не соизмерим с моими духовными и физическими затратами. На чаше весов должны были  бы лежать события в пять раз весомей. Но кто ж знал?
Выйдя от статуй на дорогу, стало ясно, что почти опаздываю к своему «пикапу»,но опять везёт и какой-то автобус из местных, подвозит меня к нужному месту. Смотритель музея увлекает меня на осмотр экспонатов, утверждая, что моего «пикапа» ещё не было и он должен будет меня ждать.
Кости, позвонки, черепа, черепки, урны со спрессованным прахом, примитивные украшения, истлевшие ткани. В общем хватит! Мне не приятно на это смотреть и никогда не нравилось.
Выйдя из музея, уселась на скамью у дороги. Уже около шести вечера, но «пикапа» не было и нет. Заночевать то негде. Здесь всего улица в несколько домов вдоль дороги. Не проситься же на постой . Хотя видела отель по пути, когда бежала мимо к статуям, но он чувствуется  не дёшев.
Постепенно все сотрудники музея разъехались  на своих мотиках, древовидные кактусы высотой с пятиэтажный дом, что напротив, из зелёных уже превратились в чёрные, темнеет. Стало совершенно ясно, что «пикапа» не будет. На территории музеев включили фонари.
Охранник музея, видимо за мной наблюдавший, подошёл узнать, что случилось и, сказав, что не оставаться же на улице ночью,привёл меня в музей.
Административное здание закрыто, у него маленькая подсобная комнатка, там раскладушка с матрасом. Предложил на выбор матрас или раскладушка. Конечно раскладушка! А спать то где? Так тоже можно выбрать. Или здесь в одной комнате с ним, или в подсобке музея через дорогу, где черепа и черепки.
Вот попала! Ну что ж? Значит судьба. Искупавшись и постирав туалетным мылом блузку под служебным душем, заселяюсь в музей. Охранник, которого звали…  не Педро, несёт раскладушку а я диванную жёсткую подушку. Гуськом пересекаем дорогу.
Подсобная комнатка 2х2м. Здесь мне предстояло провести ночь по соседству с останками древних культур.Вот уж чего я не ожидала!
В здании музея живая только я, все остальные -духи умерших. Свет оставила на ночь включённым. Молилась и объяснялась в любви к духам древности, всю ночь ждала, когда раздадутся шаги и вздохи, когда загремят кости и захохочут черепА, а моя , не закрывающаяся дверь, медленно заскрипит.
Проснулась утром, дверь распахнута. Точно приходили! Излишне выброшенный адреналин, заставлял громко биться мое сердце.Схватив раскладушку с подушкой пробежала мимо, как мне показалось, поменявших своё место черепов и вот я на свободе. Спасибо тебе добрый охранник, забирай свою раскладушку, а я теперь точно уеду, ведь впереди целый день.
Знакомый мне «пикап»  «нарисовался» через 20 мин. и водитель замахал мне рукой. Да где ж ты был? Дорога на ремонте? А ты знаешь, что я провела ночь с духами тиеррадентро? Это ж всё равно, что на кладбище! Ты должен был придти за мной пешком, коль обещал! Ну что за жизнь? Поехали!