Наполеон Эци не родня

Reconstruction by Kennis © South Tyrol Museum of Archaeology, Foto Ochsenreiter

Современные ученые давно работают над расшифровкой ДНК знаменитого Эци – «ледяного человека», найденного в Тирольских Альпах в 1991 году, чей возраст составляет без малого 5 тысяч лет. Мы уже знаем, что Эци был кареглазым, имел каштановые волосы, первую группу крови и не переваривал лактозу (сырое молоко). Но, главное, по мнению исследователей, Y-хромосома Эци несёт мутации, которые чаще всего встречаются у мужчин, живущих на островах Сардиния и Корсика.
Сразу возник вопрос: был ли Эци «туристом», занесенным судьбой на континент со средиземноморских островов, или все доисторические жители Европы имеют родственников на родине Наполеона? Тогда сотрудник Стэнфордского университета (США) Мартин Сикора сравнил гены Эци с ДНК сотен современных европейцев, а также с генами охотника-собирателя каменного века из Швеции, шведского земледельца, охотника-собирателя из Иберии, возраст которого превышает 7 тысяч лет и человека железного века из Болгарии. Гены сардинцев оказались, действительно, близки Эци, но все же ближе всех к нему стоят земледельцы из Швеции и Болгарии.
Пути миграций европейских первобытных народов очень запутаны из-за постоянного их смешения друг с другом. Сардинцы просто жили замкнуто, поэтому и сохранили лучше всех генетические следы своих предков, неолитических земледельцев, только и всего. Это не значит, что миграция шла с Сардинии в Центральную Европу или наоборот.

Швейцарцы – родственники фараона-эпилептика

Bjørn Christian Tørrissen (CC-BY-SA)

Как сообщают генетики из Цюриха, половина швейцарцев могут считать себя дальними родственниками фараона Тутанхамона. Ученые сравнили ДНК соотечественников и останков правителя Древнего Египта. Если говорить вкратце, у швейцарских мужчин и фараона оказалась общей гаплогруппа (характерный набор фрагментов ДНК, который передаются из поколения в поколение) R1b1a2. На основании этого ученые делают вывод, что у них существовал общий предок, живший примерно 9,5 тысяч лет тому назад.
Однако, этому противоречит столь же недавнее открытие британского хирурга Хутана Ашрафиана. Ученый обратил внимание на женоподобную фигуру молодого правителя (его изображают с большой грудью и широкими бедрами). По мнению специалиста, это свидетельствует о том, что умерший в 19 лет Тутанхамон страдал эпилепсией. Именно она вызывает изменения в гормональной системе организма, что и приводит к изменению пропорций тела. Но эпилепсия – болезнь генетическая, а медицинская статистика Швейцарии ничего не сообщает о повальных эпилептических припадках у своих сограждан.