Что значит образ Бабы-яги

По мнению ученых, образ Бабы-яги прочно сидит в нашей памяти не случайно, отражая глубинные страхи, которые берут начало в представлениях наших предков о пугающем устройстве мироздания



Неосознанные страхи
Психологические тесты, проведенные в Институте психического здоровья РАМН осенью прошлого года, выявили, что эмоции, связанные со  страхом, испугом и т. п., часто визуализируются у опрашиваемых именно в образе Бабы-яги. Ее облик настолько прочно засел в глубинах мозга с ранних лет, что дает о себе знать даже тогда, когда мы давно перестали читать сказки.
Так кто же она, Баба-яга?
Уже в детстве ее образ вызывал массу вопросов, ответов на которые не находилось даже у взрослых.
Почему у Яги избушка на курьих ножках?
Почему у нее нос в потолок врос?
Почему нога костяная?
И почему именно гуси-лебеди служат ей?

«Баба-яга, — пишет историк Иван Забылин, — является в двух мотивах: доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу дорогу и отсылающей его к своим братьям ветру, месяцу и солнцу.
В других сказках Баба-яга, костяная нога, злая старуха, живет в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая след метлой. Она ворует детей, жарит и ест их, сторожит источники живой воды и прячет у себя медь, серебро и золото; у нее прут, которым можно все живое превратить в камень; она владеет небесными конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом и гуслями-самогудами».

Как совместить эти два образа?

Сказка — зашифрованный обряд
Ответ на эти вопросы надо искать в том, что такое сказка, ведь это не простая страшилка или байка о волшебных персонажах.
«Сказка, — пишет известный фольклорист Владимир Пропп, — это иносказательное описание обряда инициации. Обряда, характерного для первобытных обществ всех народов, отсюда схожесть сказочных сюжетов по всему миру».

Инициация — это посвящение мальчиков во взрослые члены племени, процедура, во время которой они должны были символически умирать, чтобы вновь возродиться мужчинами, имеющими право вступить в брак. Такой ритуал и описывают сказки о Бабе-яге.



Сказка начинается с того, что герой, в реальности инициируемый, отправляется в темный лес, царство мертвых (в более поздних вариантах Баба-яга сама его похищает). На краю леса стоит избушка на курьих ножках. Обойти ее нельзя, можно только войти в нее, сказав заветные слова, чтобы она повернулась к пришедшему передом, а к лесу задом.
О том, что на самом деле представляет собой эта избушка, говорят ее курьи ножки, название которых происходит не от слова «курица», а от слов «курить», «окурять».

«Древние славяне, — пишет этнограф Дмитрий Зеленин, — погребальные сооружения ставили на столбах, которые окуряли дымом можжевеловых веток, отсюда и «курьи».
Таким образом, избушка на курьих ножках — это дом мертвых, который стоит на границе царства смерти, в котором инициируемый должен ритуально умереть. Часто дом окружен частоколом из костей, запорами ворот служат руки и ноги, а замком открытый рот с зубами. По мнению Проппа, всё это пережитки древних культов, до сих пор еще встречающиеся у американских индейцев или австралийских аборигенов, когда дома мертвых строились в виде людей или животных, которые проглатывали посвящаемых.
Войдя в дом, герой видит Ягу, которая лежит на печи, — нос в потолок врос, одна нога в окне, другая в углу. Это не Яга такая большая, а дом маленький. Это гроб. «Фу, фу, фу, русским духом запахло», — говорит Яга. На самом деле она не видит героя, так как принадлежит царству смерти, а мертвые не могут видеть живых. Яга — живой мертвец (об этом говорит и ее костяная нога — нога скелета), хозяйка и проводник в мир умерших, и именно она должна убить гостя.
Сказки описывают это по-разному: Яга может посадить гостя в печь (как правило, неудачно, но это уже позднейшая интерпретация), может превратить его в камень, но чаще всего она предлагает ему ритуальную пищу мертвых — «напоила-накормила». Так герой ритуально отправляется на тот свет (в реальности роль Яги выполняли шаманы или шаманки). И только после этого начинаются расспросы, зачем гость пожаловал. Обычно после них или после нескольких загадок Яга дарит пришельцу волшебный клубок, гребень, гусли, коня или еще какой-нибудь предмет, с которым тот может уже идти в дремучий лес, где обретает волшебное знание (изучает язык птиц), находит невесту, сокровища, а потом возвращается к живым, но уже обновленным, инициированным.



Древняя богиня плодородия
Но как Баба-яга превратилась в хозяйку мира смерти? Это произошло не сразу. Некоторые сказки рисуют ее с гипертрофированными женскими органами — свидетельство о том, что она имела отношение к плодородию. «Об этом же, — рассказывает сотрудник Института этнографии Павел Куприянов, — говорят средства ее передвижения — ступа и пест, предметы домашней женской утвари. Кроме того, она может обращаться в тучу (ступа также является символом тучи, а пест — грома, когда ударяет по ступе) и распоряжаться небесной (живой) водой — черта, тоже свойственная для божеств, связанных с плодородием». Яга пасет небесных кобылиц, и когда она их доит, идет дождь. Это очень распространенный мотив в индоевропейской мифологии: Индра и Тор тоже доят небесных кобылиц.
Таким образом, есть все основания полагать, что в эпоху матриархата (у Яги нет мужа, тогда рождение мыслилось без участия мужчин) Яга была богиней плодородия (и земных недр, именно поэтому она хранит медь, золото и серебро).
Но не только плодородия. По древним поверьям, за тучами скрывались души как еще не рожденных, так и уже умерших, которых туда приносили гуси как существа, связанные со смертью (тоже универсальный индоевропейский мотив, в немецких сказках до сих пор встречаются черти с гусиными лапами). Так что царство смерти было тоже в ее распоряжении. Кроме того, Яга была матерью всех зверей, а позже считалось, что в зверей (тотемов) превращаются души умерших. Отсюда связь Яги с лесом и царством мертвых. Так из богини плодородия Баба-яга стала хозяйкой и хранительницей входа в мир смерти.

Бояться не надо

Тяга к смерти была названа доктором Зигмундом Фрейдом одним из основных человеческих инстинктов. Поэтому образ Бабы-яги никогда не уйдет из нашего подсознания и будет являться нам иногда в страшных снах. Это нормально. Надо ли бояться Ягу? Психологи говорят, что не стоит: надо просто осознать, что это часть нашего я, от которого никуда не денешься и которое лучше всего воспринимать отстраненно.

Кто торгует нашим страхом

Чем дольше и лучше мы живем, тем становится страшнее. И это не каламбур, а медицинский факт



Природный дар
Люди во все времена чего-нибудь боялись. Психологи считают это свойство природным даром: существо, не ведающее страха, было бы беззащитным пред любой внешней опасностью. Те же психологи говорят, что есть такие ситуации и объекты перед которыми человек будет испытывать страх всегда: высота, темнота, боль, внезапное изменение окружающей обстановки, незнакомые люди и т.п. Но глубина переживаемого страха, массовость и количество распространенных фобий, по идее, должны меняться. Стоит ли человеку XXI века боятся (массово), скажем ведьм или сглаза. Однако на самом деле прогресс не усмиряет фобии, а просто меняет их «ассортимент». По данным Всемирной организации здравоохранения, за последние 10 лет  число фобий выросло от 300 до 1030. Людей, у которых постоянное чувство страха обрело форму психического расстройства, то есть в прямом смысле, больных – примерно 7% от всего населения планеты. И несоизмеримо выше всего эта доля как раз в тех странах, которые более других преуспели на ниве научно-технического и социального прогресса. Секрет кроется в человеческом бессознательном. Страх – это базовый инстинкт, который никогда не покинет нашу голову. Поэтому когда общество прогресса справилось с основными источниками страхов, инстинкту фобий стало некуда девать свою энергию, от этого люди и начинают бояться чего-то иного, на первый взгляд совершенно безобидного (длинных слов, ассиметричных вещей, облаков и даже спать на правом боку, клоунов, телефонов и беспорядка).

Враг не дремлет
Из нешуточных и объективных современных фобий самая распространенная – боязнь стать жертвой теракта. Так, в Москве, по опросам социологов, этого страшатся до 70% жителей. Москвичей можно понять: они видели, что такое терроризм.  Но похожие чувства испытывают и жители тех городов и стран, где вероятность серьезных терактов во много раз ниже, чем риск попасть под автомобиль. Дело, видимо, не в том, насколько реальна та или иная угроза. Хотя терроризм – явление относительно новое, страх, который оно провоцирует, трудно назвать новомодной фобией. Многие специалисты полагают, что терроризм всего лишь актуализировал традиционный страх человека перед агрессивным чужаком, тайным злодеем. В разные эпохи и у разных народов этот злодей имел свое обличье: ведьма, масон, протестант, коммунист… Теперь коварный враг утвердился в массовом сознании в восточного человека с бомбой. Из этого же корня произрастает и другая фобия, активизация которой отмечается во всех развитых странах- этнофобия. Все тот же страх перед чужаком, подогреваемый сегодня массовой миграцией. В Москве, например, 55% жителей считают несомненной угрозой расширение неславянской диаспоры. Но есть страны, где точно так же относятся к славянам.

Боязнь больших городов
По-настоящему новыми фобиями можно считать те, что порождены переменами в человеческом образе жизни. Например, распад традиционной семьи, привел к тому, что все больше людей страдают навязчивым страхом одиночества (аутофобией).  Этот кошмар сегодня тревожит 40% европейцев, в том числе и россиян. Из той же серии – страх старости (геронтофобия), который мучает каждого четвертого жителя Европы. Множеством новых фобий человечество обязано урбанизацией. Обитатели мегаполисов, привыкшие к жизни в тесноте густонаселенных кварталов, стали панически бояться открытых пространств (агорафобия). Причем, это пространство не обязательно должно быть бескрайней степью, некоторым, чтобы покрыться испариной достаточно оказаться на пустой городской площади или в комнате с не зашторенными окнами. Болезнью больших городов называют психологи и страх публичного выступления (пейрофобию). Это болезнь мешает совершать какое-либо действие, которое может привлечь внимание окружающих. Тут, собственно, целый пучок фобий: страх высказать собственное мнение, заговорить с незнакомцем, познакомиться на улице с девушкой, выступить перед большой аудиторией… В основе этих страхов – боязнь ударить в грязь лицом, получить от ворот поворот или показать свою некомпетентность. Более других подвержены такого рода фобиям люди, которым по роду деятельности надо  печься о собственной репутации – бизнесмены, топ-менеджеры, руководители учреждений. Поскольку темп жизни стремительно ускоряется, а способы достичь успеха становятся все сложнее, массовый характер стала приобретать и лиссофобия – страх не выдержать жизненной гонки и сойти с ума. Еще одна тревожная тенденция: страхи «молодеют». 95% пациентов психиатрических клиник, страдающих фобическими расстройствами, составляют люди не старше 40 лет.

Торговля страхом
Почему же просвещение и технический прогресс не избавили человечество от фобий, а, наоборот, «нагрузили» нас новыми кошмарами? На этот вопрос можно ответить вопросом: а хочет ли человечество излечиться от страхов? Ведь лечением занимаются, собственно, только психиатры. Зато культивированием фобий в современном мире занята целая индустрия страха. Страх стал товаром, который ничего не стоит, но дорого продается.
Например, известно, что в автомобильных авариях народу гибнет в сотни раз больше, чем в авиакатастрофах. Тем не  менее, лететь самолетами бояться многие, а массовой автофобии не замечается. Это и понятно: любая авиакатастрофа, в каком бы уголке планеты она ни произошла, сразу же становится телевизионным событием, картинкой, которую покажут миллионам людей и не по одному разу. А автомобильная авария – это зачастую банальный эпизод. Таков принцип отбора информации в СМИ: хороша та новость, которая способна ударить зрителю (читателю, слушателю) по нервам. На уровне физиологии это просто адреналиновый шок, «заводящий» адресата.  
Можно назвать целый ряд фобий, возникших на пустом месте, и представляющих собой исключительно информационными продуктами: страх перед инопланетянами, боязнь космических катастроф (в том числе и недавний синдром 21.12.12), роботов или Интернета. Излишне говорить, что на эксплуатации фобий строится бизнес страховых компаний. Преуспевают на этом поприще и производители лекарственных препаратов, косметики, разного рода гигиенических услуг. Если верить рекламе, нынешние мужчины после 40 лет практически поголовно болеют простатитом. Естественно, это резко увеличивает сбыт соответствующих препаратов и доходы урологов. Психиатры подозревают, что целый ряд фобических расстройств, таких, как фалакрофобия (страх облысеть), ритифобия (страх перед морщинами), осмофобия (страх перед естественным запахом своего тела) не были бы известны медицине, если бы они не приносили доход производителям парфюмерии. Как, в прочем, и киноиндустрии, специализирующейся на фильмах-катастрофах. Это к слову о фильме «2012».  Это касается также и разного рода апокалиптических сект.
«Торговля страхом» - популярнейшая из политических технологий. Всякий раз, когда политикам нужно заручиться поддержкой граждан для проведения какой-то сомнительной операции, подавить сопротивление оппонентов или предотвратить вероятный провал на выборах, они выбрасывают в общество какую-нибудь «страшилку», которая сможет парализовать массовое сознание. Это может быть «биологическое оружие» Саддама Хусейна, «заговор олигархов», угроза «коммунистического реванша», «война цивилизаций» - любая небылица, которая способна вызвать доверие и внести страх. При нынешних средствах распространения информации, внушить можно все, что угодно. Тем более, что каких-либо социальных институтов и структур, занимающихся профилактикой страхов, человечество не придумало. Остаются только психлечебницы, но это уже удел совсем больных.

Стоит ли помнить о судьбе

Все было, как в плохом историческом романе: вечер, снег, старинная библиотека, ветхая книга. Но так оно и было, правда. Только в руки мне попался не фолиант, а большая папка с копиями немецких гравюр XVI века. Я, собственно, их взял в поисках материала для вокругсветовской рубрики – «Культурный код», которую веду. В коллекции, по большей мере, не было ничего интересного: сельские пейзажи, городские улицы… И только один лист привлек мое внимание – аллегория Судьбы. Он был весь исчеркан простым карандашом. И это были не просто записи, а объяснения символов, изображенных на гравюре. Написано было в современной орфографии, ничего другого сказать не берусь. Видимо, тот, кто их делал, смотрел на мир в чем-то сходным со мной образом. «Культурный код» forever! Я даже испытал что-то вроде эмпатии. Но разбираться в ней – дело многотрудное, да и не интересное. Посему просто предлагаю почтенной публике открытый артефакт, который я немного отредактировал  и поставил циферки.



1. Колесо удачи – символ недолговечности человеческого счастья.
2. Плачущий человек – аллегория тщетности взываний к Фортуне.
3. Фортуна слепа: ей все равно, кому отдать свою благосклонность.
4. Узда – на ней Фортуна держит тех, кто ей доверился.
5. Бусы – символ сексуальной распущенности.
6. Шар – символ мира и непостоянства.
7. Планетой Фортуны была Луна. Она всегда сочеталась со стихией воды, поэтому Фортуна воспринималась еще и как повелительница морей.
8. Вянущая пальмовая ветвь – символ недолговечности земной славы. Обычно вместо нее рог изобилия (символ неумеренности).
9. Крылья – символ быстроты и ветрености.
Долгое время меня живо интересовал вопрос о месте судьбы в нашем мире. Кажется, что уже его нет вовсе.

Спасительница
Залитая солнцем Древняя Греция. Молодое вино, белоснежные туники, танцы и любовь. Всем знакомый образ. Неспециалист никогда не почувствует внутреннего трагизма этой идиллии. А тем не менее это так. Парадокс древнегреческой цивилизации (VII – VI века до н.э.) и заключался в том, что ее создали люди, чьим уделом была тоска и обреченность. Они верили в то, что их судьбы еще до рождения оказывались в руках трех страшных старух – Мойр. Первую из них звали Лахесис. Она, роясь в «мешке судьбы», выбирала человеку жребий, когда тот находился еще в утробе матери. Вторая – Клото – пряла нить жизни. Третья – Антропос - неотвратимо приближала смерть. Их побаивались даже олимпийские боги. Несмотря на то, что они были бессмертны, встреча с Мойрами всегда сулила какую-нибудь неприятность. Мойры били слепы и поэтому распределяли судьбы наугад. Мало кому от этих злобных сестер доставался счастливый удел. Бедность, болезни и войны – вот судьба древнего грека. И никакими средствами повлиять на свою долю было нельзя. Даже те, кому везло со жребием, после смерти все равно вместе со всеми остальными попадали в Аид – царство мертвых.   Оказавшиеся там души обречены были скитаться в холодном сыром сумраке в горе и страдании.
Античный мир вздохнул полной грудью, только когда войска Александра Македонского (356-323 до н.э.) покорили всю Азию, вплоть до Индии. Те, кому посчастливилось вернуться на родину после десяти лет боев и маршей, были уже совсем другими людьми. У них Мойры вызывали только одно чувство – презрение. С тех пор греки избрали для себя другое божество судьбы – Тюхе (греч. «случайность»). В Риме ей поклонялись под именем Фортуны. Тюхе, в отличии от Мойр, была прекрасна, но капризна и двулична. Она правила миром, как ветреная девушка, никогда не зная, что взбредет ей в голову в следующий момент. Тюхе могла помочь, но могла и погубить. И тем не менее всегда  сохранялась надежда переманить на свою сторону.

Черный ангел
После утверждения христианства как государственной религии Римской империи (IV век) для Фортуны наступили не лучшие времена. Ее записали в бесы и связали с одним из смертных грехов – непостоянством. Однако в VI веке философ Северин Боэций убедил епископов, что Фортуна – это всего лишь сила , исполнявшая Божественную волю. Так она превратилась в одного из ангелов.
В эпоху Возрождения к Фортуне стали относиться как к сущности, не связанной с Богом. Она не стала центром мира, но на нее полагались больше, чем на Проведение, ведь она не требовала ответственности за содеянное. Жителям Европы стало уже недостаточно личной свободы. Для расширения своих возможностей существовали магия, астрология, нумерология и алхимия. Однако самой благосклонной судьба была к смелым и дерзким, к тем, кто смог ее обуздать, поймать удачу, не задумываясь ни о риске ни о последствиях. XVI-XVII века были отданы на откуп охотникам за судьбой – пиратам, колонизаторам, наемникам и авантюристам. С тех пор богиня представлялась лживой, притворной и вероломной, но главное заключалось в том, что на нее снова можно было влиять. В таком качестве она спокойно просуществовала несколько веков вплоть до Первой мировой войны.


Бери шинель, пошли домой
Как когда-то воины Александра Македонского, солдаты, вернувшиеся из грязных окопов, пришли домой совершенно новыми людьми. Но если эллины принесли с собой надежду на лучшую жизнь, их потомки принесли лишь чувство мрачной обреченности. Они полностью уверились в том, что разуму нет места в этом мире, жизнью правит не судьба, а бессмысленный жестокий абсурд. Их мировоззрение было почти таким же, как мировосприятие греков в эпоху Мойр. Позже его назовут экзистенциализмом (от лат. «существование»). Представителей этого направления (Ясперс, Хайдеггер, Марсель) интересовали исключительно проблемы смерти, ужаса и страдания, вины и внутренней разобщенности. У человека нет жизни нет места, нет судьбы, а лишь безликое прозябающее существование.

Клин клином
Как это ни парадоксально, но из экзистенциального кризиса Запад вытащила новая война – Вторая мировая. Она придала жизни четкий, пронзительный смысл. По приблизительном расчетам, число страдающих депрессией в период с 1940 по 1959 годы снизилось в три раза. В освобожденной Европе как никогда был силен взрыв оптимизма и сознания, что человек сам кует свое счастье. Образ же надмирной судьбы был надолго скомпрометирован своим центральном положением с идеологии Третьего рейха.

Приговор судьбе
С тех пор  образ судьбы все более вытеснялся из массового сознания. А что ей там делать? Уровень жизни в Европе и Америке как никогда высок. Большинство англичан, французов и др. вполне могут купить себе все, что им необходимо. Шопинг – это стиль жизни американца. В 2000 году число гипермаркетов в США перевалило за 50 тыс. Это в два раза больше количества американских высших заведений. Площадь одного из магазинов – Moll of America – 470 тыс. кв. м. Это 70 футбольных полей. Численность обслуги -10 тыс. человек, а ежегодное число посетителей перевалило за 40 млн.
Психологи давно пришли к заключению, что чувство защищенности основывается в первую очередь на материальном благосостоянии. Так что через дверь материальной необеспеченности (проще говоря, бедности) судьба не может пробиться к современному человеку. Да и других лазеек у нее остается в се меньше и меньше – человек обеспечен хорошими лекарствами, существует система страхования, высокопрофессиональная психологическая помощь и т.д. Все это стоит на страже сытого благополучия общества массового потребления.
С другой стороны, шансов судьбе не оставляет и интеллектуальная культура, за которой утвердилось название – постмодернизм. Постмодерн – это коллаж: здесь мировосприятие строится на переплетении принципиально различных картин мира, взятых у разных народов в разное время, но сосуществующих в сознании одновременно, без борьбы. Человек эпохи постмодерна слушает этно, в кино смотрит картины 1930-х годов или «Джеймса Бонда», одевается, как Джонни Депп, а на ланч ходит в Макдональдс. Он считает себя христианином, но дома у него стоят статуэтки Будды и  африканские тотемы. Он ходит в церковь, при этом его вдохновляют как «Страсти Христовы», так и «Последнее искушение Христа». Католик, он с одинаковым удовольствием читает и Ницше, и жития Франциска Ассизского.
В 1930-е годы это назвали бы шизофренией, но сегодня говорят лишь об «ацентризме». Это не игра – просто в том мире любые образы и ценности относительны. Но если вы сегодня буддист, завтра марксист, повернутый на Фрейде, если, иными словами, у вас нет стабильных фундаментальных ценностей, то судьба над вами уже не властна – быть столь переменчивой не под силу даже ей. У вас есть арсенал «взглядов на жизнь», из которых вы легко  выберете себе понравившуюся систему, в которой образ судьбы подойдет к вашему новому галстуку.

Прости нас, страшный Ричард



Английскому королю Ричарду III (1452-1485) не везло ни в жизни, ни после смерти. Оклеветанный Шекспиром, он остался в памяти потомков как вероломный интриган и предатель, хотя, на самом деле, отличался честностью и благородством.
Ричард погиб в сражении на Босвортском поле при подавлении восстания Генриха Тюдора. Победившие противники сначала выставили тело короля на всеобщее обозрение, а потом похоронили на территории францисканского монастыря в Лестере. После запустения монастыря место захоронения монарха было утеряно.
Вероятно, под влиянием итальянской экспедиции, отправившейся на поиски Моны Лизы, английские археологи из Университета Лестера тоже решили попытать счастья. Раскопки начались в середине августа. Ученым удалось вскрыть асфальт на автомобильной стоянке и отыскать кусок стены, вероятно принадлежащей монастырской постройке, может быть, даже той самой церкви, где покоился король. Говорят, там даже обнаружили человеческие останки.
Однако пока точных ответов давать не приходится. Если это действительно окажется стена францисканской обители XV века, изыскательные работы активизируют. Если могила действительно будет найдена, и в ней окажутся человеческие кости, их принадлежность будет установлена с помощью анализа ДНК: в Лондоне живет Майкл Ибсен - потомок сестры Ричарда III Анны Йоркской.
Правда, существуют исторические свидетельства, обесценивающие труд археологов: тело Ричарда III было якобы извлечено из могилы и выброшено в реку еще до разрушения францисканского монастыря.

Швейцарцы – родственники фараона-эпилептика

Bjørn Christian Tørrissen (CC-BY-SA)

Как сообщают генетики из Цюриха, половина швейцарцев могут считать себя дальними родственниками фараона Тутанхамона. Ученые сравнили ДНК соотечественников и останков правителя Древнего Египта. Если говорить вкратце, у швейцарских мужчин и фараона оказалась общей гаплогруппа (характерный набор фрагментов ДНК, который передаются из поколения в поколение) R1b1a2. На основании этого ученые делают вывод, что у них существовал общий предок, живший примерно 9,5 тысяч лет тому назад.
Однако, этому противоречит столь же недавнее открытие британского хирурга Хутана Ашрафиана. Ученый обратил внимание на женоподобную фигуру молодого правителя (его изображают с большой грудью и широкими бедрами). По мнению специалиста, это свидетельствует о том, что умерший в 19 лет Тутанхамон страдал эпилепсией. Именно она вызывает изменения в гормональной системе организма, что и приводит к изменению пропорций тела. Но эпилепсия – болезнь генетическая, а медицинская статистика Швейцарии ничего не сообщает о повальных эпилептических припадках у своих сограждан.

Зверское число

Wendelboe (CC-BY-SA)

Загадочные три шестерки, которыми в Апокалипсисе помечен Антихрист, свели с ума не одно поколение мистиков. Кого только не связывали с этим зловещим числом: и Наполеона, и Сталина, и Гитлера…
На самом деле, все гораздо проще: надо только представить себе эпоху, когда появилось Откровение Иоанна.

Число Зверя
По мнению историков, Откровение скорее всего было создано при римском императоре Гальбе, который правил в 68-69 годах: в тексте говорится о шестом царе (так иудеи называли правителей Рима, чьими подданными они считались).
Христиане той эпохи свято верили, что конец времен, апокалипсис, уже близок, поскольку Христос сказал: когда Он вернется, некоторые из знавших его еще будут живы. Ожидания христиан не оправдались: вероятно, Иисус имел в виду бессмертного Вечного Жида (Агасфера), отказавшего Ему в помощи по пути на Голгофу и обреченного за это без отдыха скитаться по миру до второго пришествия. Но как бы там ни было, апокалипсиса ждали. И ждали, что называется, со дня на день, поэтому попытки «вычислить» Антихриста среди деятелей других эпох вряд ли корректны. Кандидата в Антихристы надо искать среди современников Иоанна.

Больше чем император

В 17 главе Откровения говорится, что Зверь уже проявил себя, затем исчез, но скоро должен вернуться. Кто мог представляться Иоанну Зверем? Скорее всего, император Нерон, беспощадный гонитель христиан, правивший Римом с 54 по 68 год. Считалось, что он погиб в результате заговора, но ходили упорные слухи, будто тиран остался жив и скрывается в Парфии, где в то время как раз появился самозванец, называвший себя его именем. По свидетельствам современников, все происходившее сильно пугало христианскую общину, ее члены были уверены: если Нерон действительно уцелел, то только благодаря сатане.
Евангелист Иоанн был иудеем и, естественно, под тремя шестерками скрывал имя в том написании, как было принято в древнееврейском языке, то есть с пропуском гласных. QSR NRWN - так пишется титулатура Caesar Neron (кесарь Нерон) на римских монетах, чеканившихся для Сирии и  Палестины. Складываем: [Q, коф – (100)] + [S, самех – (60)] + [R, реш – (200)] + [N, нун – (50)]+ [R, реш – (200)] + [W, вав – (6)] + [N, нун – (50)] = 666.
Правильность этой расшифровки подтверждается интересным фактом: существуют несколько древних латинских рукописей Апокалипсиса, где числом Зверя названо не 666, а 616. И это правомерно, потому что Нерон на латыни пишется не Neron (это по-гречески), а Nero.  Соответственно, на древнееврейском его имя запишется как NRW, пропадает N –(50), что уменьшает общую сумму до 616.



Только без паники

Современные богословы говорят, что 666 – это всего лишь случайная комбинация цифр, которая к дьяволу никакого отношения не имеет. Ведь если ведро огурцов стоит 666 рублей, это не значит, что 666 рублей – это ведро огурцов. Кстати, в Библии есть 666-я страница. Поэтому выискивать вокруг себя предметы, носящие «дьявольскую печать», - бесполезная суета.

Где можно встретить три шестерки.

1. Титул папы римского. В Средние века противники пап рассчитали, что один из его титулов Vicarius Filii Dei («Наместник Сына Божьего») при переводе латинских букв в числа дает в сумме 666.

2. Циферблат башенных часов. Таковые появились в Европе в XVI веке, и некоторые поговаривали, что от нововведения «попахивает серой». Сумма 12 чисел на часовом диске равна 78. Если сложить 7 и 8, будет 15, а 1 плюс 5 равно 6. Поскольку с одной точки видно максимум три циферблата из четырех, то получается 666.

3. Клавиатура мобильных телефонов. Если сложить цифры в трех рядах клавиатуры, тоже получится 666: 1+2+3=6; 4+5+6=15, а 1+5=6; 7+8+9=24, а 2+4=6.

4. Размер долларовых купюр. Ширина долларовой банкноты равна 66,6 мм.

5. Карточки Visa. Название этой платежной системы некоторые переводят так: VI – это римская 6; S – греческая, а A- вавилонская. Итого: 666.

6. Рулетка. Это просто «дьявольская машина»: сумма всех чисел на ней равна 666. Рулетка была придумана французским математиком Блезом Паскалем (1623-1662), кстати, очень набожным человеком. Колесо с цифрами ему понадобилось для опытов по теории вероятности.

7. Штрих-код. Принятый во всем мире стандарт штрих-кодов в качестве защитных символов имеет три шестерки, которые обозначаются двумя тонкими длинными линиями в начале штрих-кода, в его середине и в конце. Кредитные карты, карточки ИНН тоже используют этот вид кодировки.

Погоня за ключами от Рая

Алхимию принято считать курьезом средневекового сознания. Звание «недохимия» - верх лояльности ученых Нового времени по отношению к сотням манускриптов, которые писались в течение целого тысячелетия. Таков вердикт эпохи Просвещения с ее позитивистским мышлением: то, чего я не могу пощупать, не существует.

Прикладная философия

Сравнивать алхимиков с химиками – все равно, что масонов («вольных каменщиков») со строителями. Химия – рациональная наука. Ее задача – систематизировать результаты конкретных опытов и только после этого давать им интерпретацию. Алхимия же – сущность совсем иного порядка. Это прикладная философия. Ее адепты шли не от частного к общему, а в противоположном направлении. Истина была дана – оставалось лишь реализовать ее в этом мире. Согласно одной из легенд, секреты алхимии передал Адаму ангел у ворот Эдема во время изгнания из Рая. Он якобы сообщил, что проклятие запретного плода будет снято с людей, как только они постигнут все тонкости алхимического искусства. Так что алхимик был тем, кто подбирал ключи к воротам Рая.
В основе алхимического миропонимания лежали идей герметизма. Это философское течение возникло на рубеже нашей эры в Египте. Его автором считался Гермес Трисмегист – апокрифический пророк, живший, как полагали, в XIV веке до н.э. (по другой версии, Трисмегист – был трансформированным образом древнеегипетского бога знаний Тота). Его идеи попали в Европу через арабскую Испанию, но корни пустили только через 400 лет, после первых крестовых походов.

Наследие Гермеса

Главный принцип герметизма – в мире все взаимосвязано. И в основе этой связи – принцип аналогии: даже мельчайшая песчинка содержит в себе зародыш всей Вселенной. Иначе говоря, все содержится во всем. Законы и явления схожи на всех уровнях жизни: на небе, на земле и под землей. А если все подобно, значит, в мире нет вещей, которые были бы для него противоестественны. Нет непримиримости добра и зла, все двойственно, все противоположности имеют один корень. Свет не может быть без тьмы, а тьма – без света. Различаться они могут лишь по степени (больше или меньше), а не по качеству.  Из этого следовал очень серьезный вывод: Бог и Дьявол представляют собой разные грани одной и той же жизненной силы. Зло можно свести к минимуму, но если его полностью уничтожить, добро перестанет быть добром. Именно это и имел в виду Мефистофель, когда, рекомендуясь Фаусту, назвал себя частью силы, которая, желая всему зла, творит добро.
Однако алхимия не претендовала на то, чтобы подменить собой религию – редко кто из алхимиков не считал себя христианином. Скорее это была попытка преодолеть резкий христианский дуализм, жестко разводящий агнцев от козлищ. Попытка эта, конечно, была тайной. Публично высказать взгляды значило обречь себя на костер. Именно этими опасениями можно объяснить крайнюю насыщенность алхимических текстов неясностями и иносказаниями, сильно затрудняющими их понимание.  Но дело было не в одной боязни.

Духовная практика

В занятиях алхимиков явно просматриваются элементы дохристианских культов поклонения огню. Ветки можжевельника, которые перед началом работы алхимик бросал в свою печь – атанор, были ни чем иным как повторением первобытных жертвоприношений. Известно о длительных внутренних концентрациях, которым предавались древние кузнецы над изменяющимся в процессе ковки металлом. Алхимики проделывали нечто подобное: они без еды сутками просиживали у печи, не отрывая взгляда от ее содержимого. Сейчас это назвали бы медитацией. Неслучайно в старых текстах часто говорится о том, что адепт в начале и в конце алхимического процесса - это два разных человека. Почти во всех составах, с которыми работали алхимики, присутствовала ртуть. Ее пары мало того что ядовиты (редко кто из алхимиков переживал сорокалетие), но при значительной концентрации дают галлюциногенный эффект. Вот этот сплав практических опытов, секретов, иносказаний и видений в итоге и формирует алхимический текст. Поэтому полностью расшифровать его мог только посвященный.

Страданус, "Лаборатория алхимика",  1570

«Великое делание»

Чем же занимались алхимики на практике? Все скажут: искали золото. И это верно, но с одной оговоркой: золото, полученное в результате алхимического процесса, который сами алхимики назвали «великим деланием», - совсем не то золото, что представлено в таблице Менделеева.
Главная практическая идея герметизма, на которой алхимики и построили свое искусство, состояла в том, что все существующее в этом мире, можно совершенствовать, активируя заложенные в нем силы. Вот они и искали этот активатор, называя его философским камнем. Алхимики писали в своих трактатах, что философский камень способен превращать любой металл в золото. Это породило расхожий миф о них как искателях драгметалла. На самом деле, это всего лишь аллегория, подразумевает превращение несовершенного в совершенное.
Но в процессе алхимических экспериментов иногда действительно получалось золото, и это питало мифы об алхимиках. Хотя на самом деле полученное золото либо уже содержалось в сплавах, с которыми работали практики, либо золотом лишь казалось, чем пользовались многочисленные шарлатаны. Сам же философский камень, по словам адептов, должен был выглядеть как красный порошок, светящийся в темноте. У современной науки нет данных, удалось ли кому-нибудь из алхимиков достичь результата. Если судить по состоянию человечества – вряд ли. А все попытки повторить алхимические реакции в современных условиях ни к чему не привели. Алхимики намеренно допускали неточности в рецептуре: правильный путь можно было найти только под руководством опытного наставника.
Вот одно из классических описаний девяти стадий процесса «великого делания», составленное в XVI веке.
1. Алхимик готовил смесь, основой которой была любая металлическая руда. К ней добавляли ртуть и органическую кислоту. Полученную смесь растирали в ступке в течение шести месяцев.
2. Смесь помещали в алюдель – особый хрустальный сосуд («философское яйцо»),  а затем в атанор (алхимическую печь) и нагревали 12 дней.
3. Содержимое алюделя растворяли в кислоте. Жидкость выпаривали в атаноре, а осадок вновь растворяли в кислоте. И так непрерывно 3 года.
4. В смесь добавляли окись металла, например, нитрат калия, и все повторяли сначала в течение 5 лет.
5. Вынимали смесь из атанора и оставляли «вызревать» в сыром помещении до первого дня следующей весны.
6. Полученное вещество снова помещали в атанор, нагревали и охлаждали, пока она не превращалась в голубоватую жидкость.
7. Жидкость выпаривали, а полученную окалину промывали в дистиллированной воде.
8. Вещество смешивали с некими катализаторами и в течение 6 месяцев плавили при низкой температуре.
9 . Полученный продукт растворяли в плавленом стекле, которое окрашивалось в красный цвет. Затвердевшее вещество растирали до состояния пыли. Она-то и называлась философским камнем.

Ключи от Рая

С точки зрения  современного обывателя, алхимический  процесс, в котором одни и те же операции повторяются бесчисленное количество раз, выглядит достаточно странно.  Однако с точки зрения некоторых исследователей, алхимические практики не были лишь простым набором бессмысленных манипуляций. Очевидно, алхимик в своих нескончаемых операциях «ловил» некий момент: может быть, связанный с земным магнетизмом или с «усталостью» молекулярных структур обрабатываемой материи. По мнению французского физика-мистика Жака Бержье (1912-1978), это могли быть даже космические лучи - сгустки свободных радиоактивных частиц, поступающих из космоса. Бержье вполне допускал, что «некоторые натуральные смеси под воздействием космических лучей производят крупномасштабные ядерно-каталитические реакции, приводящие к трансмутации элементов». В своей книге «Утро магов» Бержье выразил полное согласие с мнением известного современного алхимика Эжена Канселье (1899-1982), который заявлял: «Вполне возможно добиться расщепления атомного ядра на основе распространенного и дешевого материала. И такой процесс не требует ничего другого, кроме хорошей плиты, плавильной угольной печи, нескольких горелок Мекера и четырех бутылей бутанового газа». Скорее всего, философский камень – вещество радиоактивное, на это указывает одно из его непременных свойств – свечение.
Знали ли алхимики, с чем работают? Неизвестно. Но с уверенностью можно сказать, что алхимические принципы работы не представляют собой плод больного воображения.  Вот некоторые факты. Сразу после Второй мировой, в разгар работ по совершенствованию ядерной бомбы, американские спецслужбы мешками вывозили из своей зоны оккупации в Германии алхимические трактаты. В то же время советские чекисты проявляли повышенный интерес к деятельности пражских оккультистов, считавших себя последователями алхимической традиции. Остается только гадать, помогли ли алхимические трактаты в разработке ядерного оружия или их поставили на полки спецхранов до лучших времен.