Наполеон Эци не родня

Reconstruction by Kennis © South Tyrol Museum of Archaeology, Foto Ochsenreiter

Современные ученые давно работают над расшифровкой ДНК знаменитого Эци – «ледяного человека», найденного в Тирольских Альпах в 1991 году, чей возраст составляет без малого 5 тысяч лет. Мы уже знаем, что Эци был кареглазым, имел каштановые волосы, первую группу крови и не переваривал лактозу (сырое молоко). Но, главное, по мнению исследователей, Y-хромосома Эци несёт мутации, которые чаще всего встречаются у мужчин, живущих на островах Сардиния и Корсика.
Сразу возник вопрос: был ли Эци «туристом», занесенным судьбой на континент со средиземноморских островов, или все доисторические жители Европы имеют родственников на родине Наполеона? Тогда сотрудник Стэнфордского университета (США) Мартин Сикора сравнил гены Эци с ДНК сотен современных европейцев, а также с генами охотника-собирателя каменного века из Швеции, шведского земледельца, охотника-собирателя из Иберии, возраст которого превышает 7 тысяч лет и человека железного века из Болгарии. Гены сардинцев оказались, действительно, близки Эци, но все же ближе всех к нему стоят земледельцы из Швеции и Болгарии.
Пути миграций европейских первобытных народов очень запутаны из-за постоянного их смешения друг с другом. Сардинцы просто жили замкнуто, поэтому и сохранили лучше всех генетические следы своих предков, неолитических земледельцев, только и всего. Это не значит, что миграция шла с Сардинии в Центральную Европу или наоборот.

Прости нас, страшный Ричард

Английскому королю Ричарду III (1452-1485) не везло ни в жизни, ни после смерти. Оклеветанный Шекспиром, он остался в памяти потомков как вероломный интриган и предатель, хотя, на самом деле, отличался честностью и благородством.
Ричард погиб в сражении на Босвортском поле при подавлении восстания Генриха Тюдора. Победившие противники сначала выставили тело короля на всеобщее обозрение, а потом похоронили на территории францисканского монастыря в Лестере. После запустения монастыря место захоронения монарха было утеряно.
Вероятно, под влиянием итальянской экспедиции, отправившейся на поиски Моны Лизы, английские археологи из Университета Лестера тоже решили попытать счастья. Раскопки начались в середине августа. Ученым удалось вскрыть асфальт на автомобильной стоянке и отыскать кусок стены, вероятно принадлежащей монастырской постройке, может быть, даже той самой церкви, где покоился король. Говорят, там даже обнаружили человеческие останки.
Однако пока точных ответов давать не приходится. Если это действительно окажется стена францисканской обители XV века, изыскательные работы активизируют. Если могила действительно будет найдена, и в ней окажутся человеческие кости, их принадлежность будет установлена с помощью анализа ДНК: в Лондоне живет Майкл Ибсен - потомок сестры Ричарда III Анны Йоркской.
Правда, существуют исторические свидетельства, обесценивающие труд археологов: тело Ричарда III было якобы извлечено из могилы и выброшено в реку еще до разрушения францисканского монастыря.

А где 20 кг золота?

Георгий Розов
Как сообщают новостные порталы, в Туве завершила свою работу третья смена археологов-волонтеров, которые  вели  раскопки скифских курганов на участках, где через два года будет проложена железная дорога.  Далее цитата:  «За два сезона археологи обнаружили большое количество золотых украшений общим весом около двадцати килограммов, изделий из меди и янтаря, оружие, доспехи, остатки одежды, посуду». К сожалению, корреспонденты приукрасили действительность. К 19 августа 2012 года были найдены только отдельные предметы из бронзы (часть упряжи, шило, заколки и зеркальца), небольшая золотая пектораль (нагрудное женское украшение), весом в несколько грамм, а также золотая сережка, представлявшая собой скрученную золотую проволоку. 20 килограмм золота обнаружили при раскопках кургана Аржан-2 на севере Тувы, вскрытом десять лет тому назад. В этом году удача пришла к тувинским археологам только 24 августа, когда волонтеры уже уехали: ученым удалось найти не разграбленное скифское захоронение. Что в нем обнаружили, мы расскажем  в специальном материале, который выйдет в октябрьском номере «Вокруг света».