Что значит образ Бабы-яги

По мнению ученых, образ Бабы-яги прочно сидит в нашей памяти не случайно, отражая глубинные страхи, которые берут начало в представлениях наших предков о пугающем устройстве мироздания



Неосознанные страхи
Психологические тесты, проведенные в Институте психического здоровья РАМН осенью прошлого года, выявили, что эмоции, связанные со  страхом, испугом и т. п., часто визуализируются у опрашиваемых именно в образе Бабы-яги. Ее облик настолько прочно засел в глубинах мозга с ранних лет, что дает о себе знать даже тогда, когда мы давно перестали читать сказки.
Так кто же она, Баба-яга?
Уже в детстве ее образ вызывал массу вопросов, ответов на которые не находилось даже у взрослых.
Почему у Яги избушка на курьих ножках?
Почему у нее нос в потолок врос?
Почему нога костяная?
И почему именно гуси-лебеди служат ей?

«Баба-яга, — пишет историк Иван Забылин, — является в двух мотивах: доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу дорогу и отсылающей его к своим братьям ветру, месяцу и солнцу.
В других сказках Баба-яга, костяная нога, злая старуха, живет в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая след метлой. Она ворует детей, жарит и ест их, сторожит источники живой воды и прячет у себя медь, серебро и золото; у нее прут, которым можно все живое превратить в камень; она владеет небесными конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом и гуслями-самогудами».

Как совместить эти два образа?

Сказка — зашифрованный обряд
Ответ на эти вопросы надо искать в том, что такое сказка, ведь это не простая страшилка или байка о волшебных персонажах.
«Сказка, — пишет известный фольклорист Владимир Пропп, — это иносказательное описание обряда инициации. Обряда, характерного для первобытных обществ всех народов, отсюда схожесть сказочных сюжетов по всему миру».

Инициация — это посвящение мальчиков во взрослые члены племени, процедура, во время которой они должны были символически умирать, чтобы вновь возродиться мужчинами, имеющими право вступить в брак. Такой ритуал и описывают сказки о Бабе-яге.



Сказка начинается с того, что герой, в реальности инициируемый, отправляется в темный лес, царство мертвых (в более поздних вариантах Баба-яга сама его похищает). На краю леса стоит избушка на курьих ножках. Обойти ее нельзя, можно только войти в нее, сказав заветные слова, чтобы она повернулась к пришедшему передом, а к лесу задом.
О том, что на самом деле представляет собой эта избушка, говорят ее курьи ножки, название которых происходит не от слова «курица», а от слов «курить», «окурять».

«Древние славяне, — пишет этнограф Дмитрий Зеленин, — погребальные сооружения ставили на столбах, которые окуряли дымом можжевеловых веток, отсюда и «курьи».
Таким образом, избушка на курьих ножках — это дом мертвых, который стоит на границе царства смерти, в котором инициируемый должен ритуально умереть. Часто дом окружен частоколом из костей, запорами ворот служат руки и ноги, а замком открытый рот с зубами. По мнению Проппа, всё это пережитки древних культов, до сих пор еще встречающиеся у американских индейцев или австралийских аборигенов, когда дома мертвых строились в виде людей или животных, которые проглатывали посвящаемых.
Войдя в дом, герой видит Ягу, которая лежит на печи, — нос в потолок врос, одна нога в окне, другая в углу. Это не Яга такая большая, а дом маленький. Это гроб. «Фу, фу, фу, русским духом запахло», — говорит Яга. На самом деле она не видит героя, так как принадлежит царству смерти, а мертвые не могут видеть живых. Яга — живой мертвец (об этом говорит и ее костяная нога — нога скелета), хозяйка и проводник в мир умерших, и именно она должна убить гостя.
Сказки описывают это по-разному: Яга может посадить гостя в печь (как правило, неудачно, но это уже позднейшая интерпретация), может превратить его в камень, но чаще всего она предлагает ему ритуальную пищу мертвых — «напоила-накормила». Так герой ритуально отправляется на тот свет (в реальности роль Яги выполняли шаманы или шаманки). И только после этого начинаются расспросы, зачем гость пожаловал. Обычно после них или после нескольких загадок Яга дарит пришельцу волшебный клубок, гребень, гусли, коня или еще какой-нибудь предмет, с которым тот может уже идти в дремучий лес, где обретает волшебное знание (изучает язык птиц), находит невесту, сокровища, а потом возвращается к живым, но уже обновленным, инициированным.



Древняя богиня плодородия
Но как Баба-яга превратилась в хозяйку мира смерти? Это произошло не сразу. Некоторые сказки рисуют ее с гипертрофированными женскими органами — свидетельство о том, что она имела отношение к плодородию. «Об этом же, — рассказывает сотрудник Института этнографии Павел Куприянов, — говорят средства ее передвижения — ступа и пест, предметы домашней женской утвари. Кроме того, она может обращаться в тучу (ступа также является символом тучи, а пест — грома, когда ударяет по ступе) и распоряжаться небесной (живой) водой — черта, тоже свойственная для божеств, связанных с плодородием». Яга пасет небесных кобылиц, и когда она их доит, идет дождь. Это очень распространенный мотив в индоевропейской мифологии: Индра и Тор тоже доят небесных кобылиц.
Таким образом, есть все основания полагать, что в эпоху матриархата (у Яги нет мужа, тогда рождение мыслилось без участия мужчин) Яга была богиней плодородия (и земных недр, именно поэтому она хранит медь, золото и серебро).
Но не только плодородия. По древним поверьям, за тучами скрывались души как еще не рожденных, так и уже умерших, которых туда приносили гуси как существа, связанные со смертью (тоже универсальный индоевропейский мотив, в немецких сказках до сих пор встречаются черти с гусиными лапами). Так что царство смерти было тоже в ее распоряжении. Кроме того, Яга была матерью всех зверей, а позже считалось, что в зверей (тотемов) превращаются души умерших. Отсюда связь Яги с лесом и царством мертвых. Так из богини плодородия Баба-яга стала хозяйкой и хранительницей входа в мир смерти.

Бояться не надо

Тяга к смерти была названа доктором Зигмундом Фрейдом одним из основных человеческих инстинктов. Поэтому образ Бабы-яги никогда не уйдет из нашего подсознания и будет являться нам иногда в страшных снах. Это нормально. Надо ли бояться Ягу? Психологи говорят, что не стоит: надо просто осознать, что это часть нашего я, от которого никуда не денешься и которое лучше всего воспринимать отстраненно.

Как не заблудиться в загробном царстве

Для живых знание о загробном мире недоступно по определению. Но человек всеми силами старается хотя бы чуть-чуть заглянуть в тот неведомый край.

Гюстав Доре

Прекрасное далеко

Человечество предпринимает попытки картографировать загробный мир не одно тысячелетие, тем не менее, целостной, более или менее подробной картины потустороннего не существует. Наши представления об устройстве загробного царства туманны, отрывочны и противоречивы.
Как ни парадоксально менее всего люди знают, как выглядит рай. Тот образ рая, который создал Данте в «Божественной комедии», даже для христиан - не более чем художественная версия, построенная на основе отрывочных свидетельств, по большей части не христианских, а античных. Не оказывается твердым и последовательным даже представление о том, что рай размещается где-то в небесных сферах. Например, в библейском сказании об Адаме и Еве, почитаемом и христианами, и иудеями, и мусульманами, рай предстает хоть и волшебно роскошным, но все же земным уголком. Поэтому наши дальние предки склонялись к мнению, что часть рая располагается  все-таки на земле. Это, так сказать, приемное отделение, откуда потом души праведников переправляются на Небеса.
Координаты этой райской страны, известной в разных религиях под названиями Эдема, Ганн Эдена, ал-Джанны и Западного рая, всегда интересовали пытливых людей. Его искали по всему земному шару: в Центральной Азии, в Африке, на северо-западных островах Европы и даже на Южном полюсе. Более всего преуспели в этих поисках те, кто пользовался подсказкой библейского пророка Моисея, утверждавшего, что Эдем находился к востоку от Палестины по течению четырех рек: Тигра, Евфрата, Фисона и Геона. По версии историков, предания о земном рае иудеи наследовали от шумеров – народа, создавшего пять тысяч лет назад первую земледельческую цивилизацию в междуречье Тигра и Евфрата. Основой мифа послужила экологическая катастрофа, в результате которой воды Персидского залива затопили цветущий оазис – «Эдем» на юге Месопотамии («эдем» по-шумерски – «богатая растительностью равнина»). Таким образом, сейчас «исторический» рай покоится на дне Персидского залива в территориальных водах Кувейта.



Буддийский Западный Рай также размещался на земле. У тибетских почитателей Будды он известен под названием Шамбалы. По версии профессора Льва Гумилева, столица этой волшебной страны находилось в 200 километрах к юго-востоку от места, указанного Моисеем. Источником этих сказаний могли быть либо образы Ветхого Завета, перенесенные на восток в пятом веке еретиками-несторианами, либо, как предполагают некоторые археологи, заимствования от шумеров (I тыс. до н.э.).
Глубокий интерес к местоположению рая удивительно контрастирует с робостью человеческих попыток понять внутреннюю организацию этого волшебного мира. Наши представления о райской жизни столь бедны и абстрактны, что их можно описать в нескольких строках. Так, считается, что в иудейском рае (Ганн Эден) праведники наслаждаются божественным сиянием, изучением Торы, беседами с ангелами и вкушением манны небесной. Христианский Эдем тоже предполагает праведникам только духовные наслаждения, и о нем тоже нет сколько-нибудь подробных сведений. В райских землях мусульман (ал-Джанна) и буддистов (Западный Рай) все устроено совсем просто и привычно. Обитателям мусульманского рая доступны почти все земные удовольствия, кроме алкоголя, а буддистам дозволено вообще все, но только в умеренных дозах.

Сторона страданий.

Ад исследован и описан намного подробнее, и устроен он значительно сложнее. Буддизм, скорее всего, лидирующая религия по числу записей о путешествиях в загробном мире. Один из самых известных «отчетов» об его устройстве приписывается индийскому царевичу Нами (II век до н.э.). Попав в божественной колеснице в Нараку (ад), первое, что он увидел, была дымившаяся река из щелочи. По ее берегам демоны с кольями и мечами гонялись за душами тех, кто при жизни притеснял беззащитных. Спасаясь, грешные души прыгали в щелочную реку, но там, естественно, их муки только усиливались. Во втором круге находились те, кто не помогал монахам. Их преследовали голодные собаки, раздиравшие тела грешных  до костей.
Третий круг был наполнен транжирами общественного имущества. Их лупили железными дубинами, превращая в мешок с костяной мукой, жарили на углях, варили в котлах и снимали с головы скальпы. В следующем круге мучились жаждой нечестно торговавшие. Они находили воду, но та прожигала их насквозь. В пятом круге воры и грабители были превращены в мишени, в которые бесы кидали вилы и ножи. Но эта участь была все же лучшей по сравнению с участью мясников и рыболовов – тех свежевали живьем. В седьмом круге находились те, кто коварно вредил друзьям. Их превращали в голодных пожирателей фекалий и мочи. В восьмом круге убийцы пили гной вперемешку с кровью. Девятый был оставлен для распутников – там их расплющивали железными прессами.

Барельеф кафедрального собора Линкольна

По слову Мухаммеда.

Согласно мусульманской традиции, тайны рая и ада были открыты пророку Мухаммеду еще при жизни: ангел Джебраил как-то ночью провел его по ал-Джанне и адской бездне (Джаханнам). Первое, что увидел Мухаммед, попав в Джаханнам, были души, подвешенные демонами за губы на раскаленные крюки. В рот им вползали змеи, разрывавшие внутренности и выползавшие через задний проход. На вопрос Мухаммеда: «Кто это»? – Джебраил ответил: «Это тираны и те, кто покушался на имущество сирот». Во втором из семи кругов Джаханнама помещались лжесвидетели и злоязычные: их подвешивали за язык. Тех, кто пренебрегал омовением и молитвой помещали в третий круг – там их сажали на клубки змей и скорпионов, а лица превращали в собачьи или свиные морды. Затем Мухаммед увидел людей, умолявших спасти их от жажды. Бесы подносили им кубки с питьем, но когда те отпивали зелье, с их лиц сходило мясо, а обожженные внутренности вываливались через задний проход. Так наказывали тех, кто пил вино. В пятом круге терзались женщины, не скрадывавшие своих лиц перед мужчинами, предавшие своих мужей или занимавшиеся «профессиональным» плаканием за деньги на поминках. Их подвешивали за интимные части тела. Последний круг Ада вмещал в себя прелюбодеев. Одних сжигали заживо в печах, другие мучительно истекали кипящим гноем из половых органов. При этом стояла такая вонь, что сбегались все адские собаки и драли грешников на куски, потому что не могли перенести этот ужасный запах. В седьмом, последнем круге ада, помещались те, кто не почитал родителей, пренебрегал обетом молитвы или несправедливо убивал. Их распинали на раскаленных столбах, бичевали огненными бичами и обезглавливали горящими ножами.

Точно, как в аптеке

«Ассортимент» мучений, предлагаемых в еврейском аду (Гегинном) скромнее, чем у всех остальных. Зато там все скрупулезно промерено и подсчитано. В нем 40 тысяч входов, он в 60 раз больше рая и в 3600 раз больше Земли, поскольку существует в некоем параллельном мире. Гегинном тоже состоит из семи  кругов. В каждом предлагается стандартный набор услуг: огонь, град из камней, прогрызающие тело черви, вымерзание в лед и помещение в щели со скорпионами. Душа, как правило, проходит весь круг мучений. Уровни ада различаются степенью страданий: в каждом следующем круге они в 61 раз тяжелее, чем в предыдущем. В Гегинном попадает всякий, нарушивший Тору, а степень нарушения определяется небесным судом.

Каждому свое.

Если мысленно подняться над вышеописанной адской мозаикой, картина получается очень динамичной. Сразу становятся видны характерные особенности культур, породивших собственную преисподнюю. Так, в буддизме, в-первую очередь, наказывают тех, кто приносит страдания людям и животным, а в христианстве тех, кто не проявляет милосердия. Между этими подходами большая разница. Буддист действует пассивно, не проявляя агрессии. В свою очередь, позиция христианина активна, он сам предлагает себя в помощь. Если в христианстве основой мира считается Любовь, то в буддизме Пустота. Поэтому буддист достигшей высокой степени самосовершенствования, даже совершая великие подвиги добродетели, не должен испытывать никаких эмоций,  ведь для него они, как и все остальное, всего лишь иллюзия, не имеющая ничего общего с истинной сущностью человека.
Известное сходство можно увидеть и между исламом и иудаизмом. Обе религии во главу угла ставят строгое следование религиозным предписаниям. Разница здесь в степени. Если мусульманин, в среднем должен соблюдать 10-20 обязательных правил, то у истинного иудея их не меньше сотни. Точно рассчитанный Гегинном – прекрасный пример еврейской скрупулезности.

Молись и уповай

Может быть, иудейский ад не самый впечатляющий, но зато самый гуманный. В Гегинном попадает почти каждый, поскольку соблюдать все предписания священных книг практически не возможно. Однако срок их содержания в преисподней, как правило, не превышает года. Очистившись, они отправляются в рай. Грешные мусульмане будут мучиться в Джаханнаме намного больше, может быть, несколько сотен лет, но после Судного дня тоже обретут счастье. В аду останутся только неверные. Срок пребывания в буддийской Нараке зависит от поведения грешника. Чем скорее он очистит свою карму, тем быстрее освободится. Срок может варьироваться от одного дня до сотен тысяч лет. Однако самым суровым адом оказывается ад христианский. По официальной доктрине, он вечен. Правда, христианские мистики не теряют надежды: они считают, что гордыня Сатаны будет сломлена адскими муками через 50 тысяч лет – тогда он обратится за милостью к Богу, и будет прощен. А некоторые оптимисты утверждают, что Сатана будет помилован, как только обратится на восток и начнет повторять: «Господи, прости меня, помраченную сущность».

ПРИЛОЖЕНИЕ
Структура христианского загробного мира в «Божественной комедии» Данте.

Рай.
1. Небо Луны. Здесь пребывают «нищие духом»: смиренные слабые души, поддавшиеся злой воле, но сохранившие искреннюю любовь к своим идеалам. Ими правят ангелы – низший чин небесных сил: бесплотные существа, наиболее близкие к людям, возвещающие миру о воле Бога.
2. Небо Меркурия включает в себя тех, кто активно воплощал в жизнь идеалы христианства. Меркурий опекают архангелы – восемь Божьих благовестников, которых посылают к людям в исключительных случаях. Так архангел Гавриил был послан к Деве Марии.
3. Небо Венеры. Здесь пребывают любвеобильные (в духовном смысле этого слова).  Правят на третьем небе Начала – духовные сущности, призванные учить земных начальников исполнять свои обязанности не ради личной выгоды, а ради Божьей славы и для пользы ближних.
4. Небо Солнца – приют для мудрецов. Их опекают Господства – бесплотные существа, наставляющие людей, как управлять своими чувствами и бороться с искушениями. Через них посылается дар чудотворения и предвидения.
5. Небо Марса существует для воителей за веру. Здесь правят Силы, сущности схожие  с Господствами.
6. Небо Юпитера. Здесь пребывают справедливые. Царствуют на нем Власти, которые выполняют те же функции, что Силы и Господства.
7. Небо Сатурна принимает созерцателей, по большей части монахов. Их оберегают Престолы – небесные Умы, открывающие Божественную истину и служащие Божьему правосудию.
8. Звездное Небо (то, что не планеты) открыто для не отступивших пред страданиями ради христианских идеалов.
9. Небо Перводвигателя. Место пребывания Божьей Силы. На Небе Перводвигателя обретаются Херувимы – стражи Божьего престола двуликие образом: с одной стороны лицо человеческое, с другой – львиное.
10. Эмпирей (Райская Роза). Здесь присутствуют Иисус с Девой Марией и Иоанном Крестителем. Их окружают Серафимы, поющих славу. У серафимов шесть крыльев, которыми они закрывают свое тело.

Гюстав Доре

Ад
1. Первый круг – Лимб (от лат. «кайма»). Здесь находятся праведники-нехристиане и не крещенные младенцы. В Лимбе нет мук, кроме грусти о недоступном райском блаженстве.
2. Второй круг. Сладострастники. У Данте это души, гонимые холодным ветром. Обычно же считалось, что их подвешивают за волосы или за ноги над озером кипящей грязи, куда они время от времени погружаются.
3. Третий круг. Чревоугодники. Под ледяным дождем и в грязи их заставляют есть лягушек и насекомых.
4. Четвертый круг. Скупцы и расточители. Они набрасываются и грызут друг друга.
5. Пятый круг. Гневные. Они захлебываются раздирающей горло болотной водой.
6. Шестой круг. Еретики. Они лежат в каменных гробах, под которыми горит огонь.
7. Седьмой круг. Убийцы и насильники. Первый пояс – тираны, разбойники и грабители, находящиеся в кипящей кровавой реке. Второй пояс – самоубийцы (насильники над собой), которых превратили в уродливые, скорченные деревья, истекающие кровью. Третий пояс – содомиты (насильники над естеством) – мучаются от жары в пустыне.
8. Восьмой круг состоит из рвов, на который льется огненный дождь и раскаленный песок. Первый ров – сводники. Второй ров – льстецы (их еще и погрузили в нечистоты). Третий ров – те, кто торговал церковными должностями (их головы в дополнение замуровали в стенах). Четвертый ров – прорицатели и волшебники (их головы свернуты в стороны, так что они не могут смотреть прямо перед собой). Пятый ров – мздоимцы (Данте оставил степень их наказания без уточнения, как и три последующих рва). Шестой ров – лицемеры. Седьмой – воры. Восьмой – фальсификаторы.
9. Девятый круг. Ледяное озеро Коцит. Здесь наказывают обманувшие доверившихся. Первый пояс – предатели родных. Они вмерзли в лед наполовину. Второй пояс – предатели единомышленников, которые вмерзли в лед по горло. Третий пояс – предавшие друзей, они лежат на спине, сжатые льдами. Четвертый пояс – предавшие благодетелей. Они вмерзли в лед вниз головой или в скрюченном состоянии. В центре восьмого круга заключен вмерзший в лед Сатана.

Кто торгует нашим страхом

Чем дольше и лучше мы живем, тем становится страшнее. И это не каламбур, а медицинский факт



Природный дар
Люди во все времена чего-нибудь боялись. Психологи считают это свойство природным даром: существо, не ведающее страха, было бы беззащитным пред любой внешней опасностью. Те же психологи говорят, что есть такие ситуации и объекты перед которыми человек будет испытывать страх всегда: высота, темнота, боль, внезапное изменение окружающей обстановки, незнакомые люди и т.п. Но глубина переживаемого страха, массовость и количество распространенных фобий, по идее, должны меняться. Стоит ли человеку XXI века боятся (массово), скажем ведьм или сглаза. Однако на самом деле прогресс не усмиряет фобии, а просто меняет их «ассортимент». По данным Всемирной организации здравоохранения, за последние 10 лет  число фобий выросло от 300 до 1030. Людей, у которых постоянное чувство страха обрело форму психического расстройства, то есть в прямом смысле, больных – примерно 7% от всего населения планеты. И несоизмеримо выше всего эта доля как раз в тех странах, которые более других преуспели на ниве научно-технического и социального прогресса. Секрет кроется в человеческом бессознательном. Страх – это базовый инстинкт, который никогда не покинет нашу голову. Поэтому когда общество прогресса справилось с основными источниками страхов, инстинкту фобий стало некуда девать свою энергию, от этого люди и начинают бояться чего-то иного, на первый взгляд совершенно безобидного (длинных слов, ассиметричных вещей, облаков и даже спать на правом боку, клоунов, телефонов и беспорядка).

Враг не дремлет
Из нешуточных и объективных современных фобий самая распространенная – боязнь стать жертвой теракта. Так, в Москве, по опросам социологов, этого страшатся до 70% жителей. Москвичей можно понять: они видели, что такое терроризм.  Но похожие чувства испытывают и жители тех городов и стран, где вероятность серьезных терактов во много раз ниже, чем риск попасть под автомобиль. Дело, видимо, не в том, насколько реальна та или иная угроза. Хотя терроризм – явление относительно новое, страх, который оно провоцирует, трудно назвать новомодной фобией. Многие специалисты полагают, что терроризм всего лишь актуализировал традиционный страх человека перед агрессивным чужаком, тайным злодеем. В разные эпохи и у разных народов этот злодей имел свое обличье: ведьма, масон, протестант, коммунист… Теперь коварный враг утвердился в массовом сознании в восточного человека с бомбой. Из этого же корня произрастает и другая фобия, активизация которой отмечается во всех развитых странах- этнофобия. Все тот же страх перед чужаком, подогреваемый сегодня массовой миграцией. В Москве, например, 55% жителей считают несомненной угрозой расширение неславянской диаспоры. Но есть страны, где точно так же относятся к славянам.

Боязнь больших городов
По-настоящему новыми фобиями можно считать те, что порождены переменами в человеческом образе жизни. Например, распад традиционной семьи, привел к тому, что все больше людей страдают навязчивым страхом одиночества (аутофобией).  Этот кошмар сегодня тревожит 40% европейцев, в том числе и россиян. Из той же серии – страх старости (геронтофобия), который мучает каждого четвертого жителя Европы. Множеством новых фобий человечество обязано урбанизацией. Обитатели мегаполисов, привыкшие к жизни в тесноте густонаселенных кварталов, стали панически бояться открытых пространств (агорафобия). Причем, это пространство не обязательно должно быть бескрайней степью, некоторым, чтобы покрыться испариной достаточно оказаться на пустой городской площади или в комнате с не зашторенными окнами. Болезнью больших городов называют психологи и страх публичного выступления (пейрофобию). Это болезнь мешает совершать какое-либо действие, которое может привлечь внимание окружающих. Тут, собственно, целый пучок фобий: страх высказать собственное мнение, заговорить с незнакомцем, познакомиться на улице с девушкой, выступить перед большой аудиторией… В основе этих страхов – боязнь ударить в грязь лицом, получить от ворот поворот или показать свою некомпетентность. Более других подвержены такого рода фобиям люди, которым по роду деятельности надо  печься о собственной репутации – бизнесмены, топ-менеджеры, руководители учреждений. Поскольку темп жизни стремительно ускоряется, а способы достичь успеха становятся все сложнее, массовый характер стала приобретать и лиссофобия – страх не выдержать жизненной гонки и сойти с ума. Еще одна тревожная тенденция: страхи «молодеют». 95% пациентов психиатрических клиник, страдающих фобическими расстройствами, составляют люди не старше 40 лет.

Торговля страхом
Почему же просвещение и технический прогресс не избавили человечество от фобий, а, наоборот, «нагрузили» нас новыми кошмарами? На этот вопрос можно ответить вопросом: а хочет ли человечество излечиться от страхов? Ведь лечением занимаются, собственно, только психиатры. Зато культивированием фобий в современном мире занята целая индустрия страха. Страх стал товаром, который ничего не стоит, но дорого продается.
Например, известно, что в автомобильных авариях народу гибнет в сотни раз больше, чем в авиакатастрофах. Тем не  менее, лететь самолетами бояться многие, а массовой автофобии не замечается. Это и понятно: любая авиакатастрофа, в каком бы уголке планеты она ни произошла, сразу же становится телевизионным событием, картинкой, которую покажут миллионам людей и не по одному разу. А автомобильная авария – это зачастую банальный эпизод. Таков принцип отбора информации в СМИ: хороша та новость, которая способна ударить зрителю (читателю, слушателю) по нервам. На уровне физиологии это просто адреналиновый шок, «заводящий» адресата.  
Можно назвать целый ряд фобий, возникших на пустом месте, и представляющих собой исключительно информационными продуктами: страх перед инопланетянами, боязнь космических катастроф (в том числе и недавний синдром 21.12.12), роботов или Интернета. Излишне говорить, что на эксплуатации фобий строится бизнес страховых компаний. Преуспевают на этом поприще и производители лекарственных препаратов, косметики, разного рода гигиенических услуг. Если верить рекламе, нынешние мужчины после 40 лет практически поголовно болеют простатитом. Естественно, это резко увеличивает сбыт соответствующих препаратов и доходы урологов. Психиатры подозревают, что целый ряд фобических расстройств, таких, как фалакрофобия (страх облысеть), ритифобия (страх перед морщинами), осмофобия (страх перед естественным запахом своего тела) не были бы известны медицине, если бы они не приносили доход производителям парфюмерии. Как, в прочем, и киноиндустрии, специализирующейся на фильмах-катастрофах. Это к слову о фильме «2012».  Это касается также и разного рода апокалиптических сект.
«Торговля страхом» - популярнейшая из политических технологий. Всякий раз, когда политикам нужно заручиться поддержкой граждан для проведения какой-то сомнительной операции, подавить сопротивление оппонентов или предотвратить вероятный провал на выборах, они выбрасывают в общество какую-нибудь «страшилку», которая сможет парализовать массовое сознание. Это может быть «биологическое оружие» Саддама Хусейна, «заговор олигархов», угроза «коммунистического реванша», «война цивилизаций» - любая небылица, которая способна вызвать доверие и внести страх. При нынешних средствах распространения информации, внушить можно все, что угодно. Тем более, что каких-либо социальных институтов и структур, занимающихся профилактикой страхов, человечество не придумало. Остаются только психлечебницы, но это уже удел совсем больных.

Сталинград: взгляд из-за океана



Преподаватель Университета Рютгерса в Нью-Джерси Йохен Хеллбек опубликовал книгу «Сталинградские протоколы: советские очевидцы рассказывают о сражении», ставшую сенсацией.
Автор считает, что СССР одержал победу в Великой Отечественной войне благодаря компартии, а западные исследователи «до сих пор не осознали мобилизующую роль партии в Красной Армии». «Государственная партия СССР в определенные исторические моменты представляла собой нечто большее, чем компанию карьеристов, политических преступников или кадровых бюрократов», - считает историк.
В основу книги Хеллебека легли материалы, собранные комиссией под руководством московского профессора Исаака Минца вскорости после окончания Сталинградской битвы. Это около 250 страниц «оригинальных рассказов советских солдат, офицеров, коммунальных служащих, жителей города и партработников Сталинграда, записанных еще во время боев и вскоре после них с января по март 1943 года». Правда автор очень расплывчато объясняет, как они попали к нему.
Трудно сказать, будет ли книга переведена на русский язык, и как к ней отнесутся в российском обществе. В современной России оценка Сталинградского сражения - как лакмусовая бумажка настроений в научном сообществе. В последнее время российские историки начинают возвращаться на покинутые некогда позиции апологетики сражения на Волге.
В январском номере «Вокруг света» будет опубликована отдельная статья, посвященная этому вопросу.

Стоит ли помнить о судьбе

Все было, как в плохом историческом романе: вечер, снег, старинная библиотека, ветхая книга. Но так оно и было, правда. Только в руки мне попался не фолиант, а большая папка с копиями немецких гравюр XVI века. Я, собственно, их взял в поисках материала для вокругсветовской рубрики – «Культурный код», которую веду. В коллекции, по большей мере, не было ничего интересного: сельские пейзажи, городские улицы… И только один лист привлек мое внимание – аллегория Судьбы. Он был весь исчеркан простым карандашом. И это были не просто записи, а объяснения символов, изображенных на гравюре. Написано было в современной орфографии, ничего другого сказать не берусь. Видимо, тот, кто их делал, смотрел на мир в чем-то сходным со мной образом. «Культурный код» forever! Я даже испытал что-то вроде эмпатии. Но разбираться в ней – дело многотрудное, да и не интересное. Посему просто предлагаю почтенной публике открытый артефакт, который я немного отредактировал  и поставил циферки.



1. Колесо удачи – символ недолговечности человеческого счастья.
2. Плачущий человек – аллегория тщетности взываний к Фортуне.
3. Фортуна слепа: ей все равно, кому отдать свою благосклонность.
4. Узда – на ней Фортуна держит тех, кто ей доверился.
5. Бусы – символ сексуальной распущенности.
6. Шар – символ мира и непостоянства.
7. Планетой Фортуны была Луна. Она всегда сочеталась со стихией воды, поэтому Фортуна воспринималась еще и как повелительница морей.
8. Вянущая пальмовая ветвь – символ недолговечности земной славы. Обычно вместо нее рог изобилия (символ неумеренности).
9. Крылья – символ быстроты и ветрености.
Долгое время меня живо интересовал вопрос о месте судьбы в нашем мире. Кажется, что уже его нет вовсе.

Спасительница
Залитая солнцем Древняя Греция. Молодое вино, белоснежные туники, танцы и любовь. Всем знакомый образ. Неспециалист никогда не почувствует внутреннего трагизма этой идиллии. А тем не менее это так. Парадокс древнегреческой цивилизации (VII – VI века до н.э.) и заключался в том, что ее создали люди, чьим уделом была тоска и обреченность. Они верили в то, что их судьбы еще до рождения оказывались в руках трех страшных старух – Мойр. Первую из них звали Лахесис. Она, роясь в «мешке судьбы», выбирала человеку жребий, когда тот находился еще в утробе матери. Вторая – Клото – пряла нить жизни. Третья – Антропос - неотвратимо приближала смерть. Их побаивались даже олимпийские боги. Несмотря на то, что они были бессмертны, встреча с Мойрами всегда сулила какую-нибудь неприятность. Мойры били слепы и поэтому распределяли судьбы наугад. Мало кому от этих злобных сестер доставался счастливый удел. Бедность, болезни и войны – вот судьба древнего грека. И никакими средствами повлиять на свою долю было нельзя. Даже те, кому везло со жребием, после смерти все равно вместе со всеми остальными попадали в Аид – царство мертвых.   Оказавшиеся там души обречены были скитаться в холодном сыром сумраке в горе и страдании.
Античный мир вздохнул полной грудью, только когда войска Александра Македонского (356-323 до н.э.) покорили всю Азию, вплоть до Индии. Те, кому посчастливилось вернуться на родину после десяти лет боев и маршей, были уже совсем другими людьми. У них Мойры вызывали только одно чувство – презрение. С тех пор греки избрали для себя другое божество судьбы – Тюхе (греч. «случайность»). В Риме ей поклонялись под именем Фортуны. Тюхе, в отличии от Мойр, была прекрасна, но капризна и двулична. Она правила миром, как ветреная девушка, никогда не зная, что взбредет ей в голову в следующий момент. Тюхе могла помочь, но могла и погубить. И тем не менее всегда  сохранялась надежда переманить на свою сторону.

Черный ангел
После утверждения христианства как государственной религии Римской империи (IV век) для Фортуны наступили не лучшие времена. Ее записали в бесы и связали с одним из смертных грехов – непостоянством. Однако в VI веке философ Северин Боэций убедил епископов, что Фортуна – это всего лишь сила , исполнявшая Божественную волю. Так она превратилась в одного из ангелов.
В эпоху Возрождения к Фортуне стали относиться как к сущности, не связанной с Богом. Она не стала центром мира, но на нее полагались больше, чем на Проведение, ведь она не требовала ответственности за содеянное. Жителям Европы стало уже недостаточно личной свободы. Для расширения своих возможностей существовали магия, астрология, нумерология и алхимия. Однако самой благосклонной судьба была к смелым и дерзким, к тем, кто смог ее обуздать, поймать удачу, не задумываясь ни о риске ни о последствиях. XVI-XVII века были отданы на откуп охотникам за судьбой – пиратам, колонизаторам, наемникам и авантюристам. С тех пор богиня представлялась лживой, притворной и вероломной, но главное заключалось в том, что на нее снова можно было влиять. В таком качестве она спокойно просуществовала несколько веков вплоть до Первой мировой войны.


Бери шинель, пошли домой
Как когда-то воины Александра Македонского, солдаты, вернувшиеся из грязных окопов, пришли домой совершенно новыми людьми. Но если эллины принесли с собой надежду на лучшую жизнь, их потомки принесли лишь чувство мрачной обреченности. Они полностью уверились в том, что разуму нет места в этом мире, жизнью правит не судьба, а бессмысленный жестокий абсурд. Их мировоззрение было почти таким же, как мировосприятие греков в эпоху Мойр. Позже его назовут экзистенциализмом (от лат. «существование»). Представителей этого направления (Ясперс, Хайдеггер, Марсель) интересовали исключительно проблемы смерти, ужаса и страдания, вины и внутренней разобщенности. У человека нет жизни нет места, нет судьбы, а лишь безликое прозябающее существование.

Клин клином
Как это ни парадоксально, но из экзистенциального кризиса Запад вытащила новая война – Вторая мировая. Она придала жизни четкий, пронзительный смысл. По приблизительном расчетам, число страдающих депрессией в период с 1940 по 1959 годы снизилось в три раза. В освобожденной Европе как никогда был силен взрыв оптимизма и сознания, что человек сам кует свое счастье. Образ же надмирной судьбы был надолго скомпрометирован своим центральном положением с идеологии Третьего рейха.

Приговор судьбе
С тех пор  образ судьбы все более вытеснялся из массового сознания. А что ей там делать? Уровень жизни в Европе и Америке как никогда высок. Большинство англичан, французов и др. вполне могут купить себе все, что им необходимо. Шопинг – это стиль жизни американца. В 2000 году число гипермаркетов в США перевалило за 50 тыс. Это в два раза больше количества американских высших заведений. Площадь одного из магазинов – Moll of America – 470 тыс. кв. м. Это 70 футбольных полей. Численность обслуги -10 тыс. человек, а ежегодное число посетителей перевалило за 40 млн.
Психологи давно пришли к заключению, что чувство защищенности основывается в первую очередь на материальном благосостоянии. Так что через дверь материальной необеспеченности (проще говоря, бедности) судьба не может пробиться к современному человеку. Да и других лазеек у нее остается в се меньше и меньше – человек обеспечен хорошими лекарствами, существует система страхования, высокопрофессиональная психологическая помощь и т.д. Все это стоит на страже сытого благополучия общества массового потребления.
С другой стороны, шансов судьбе не оставляет и интеллектуальная культура, за которой утвердилось название – постмодернизм. Постмодерн – это коллаж: здесь мировосприятие строится на переплетении принципиально различных картин мира, взятых у разных народов в разное время, но сосуществующих в сознании одновременно, без борьбы. Человек эпохи постмодерна слушает этно, в кино смотрит картины 1930-х годов или «Джеймса Бонда», одевается, как Джонни Депп, а на ланч ходит в Макдональдс. Он считает себя христианином, но дома у него стоят статуэтки Будды и  африканские тотемы. Он ходит в церковь, при этом его вдохновляют как «Страсти Христовы», так и «Последнее искушение Христа». Католик, он с одинаковым удовольствием читает и Ницше, и жития Франциска Ассизского.
В 1930-е годы это назвали бы шизофренией, но сегодня говорят лишь об «ацентризме». Это не игра – просто в том мире любые образы и ценности относительны. Но если вы сегодня буддист, завтра марксист, повернутый на Фрейде, если, иными словами, у вас нет стабильных фундаментальных ценностей, то судьба над вами уже не властна – быть столь переменчивой не под силу даже ей. У вас есть арсенал «взглядов на жизнь», из которых вы легко  выберете себе понравившуюся систему, в которой образ судьбы подойдет к вашему новому галстуку.

Наполеон Эци не родня

Reconstruction by Kennis © South Tyrol Museum of Archaeology, Foto Ochsenreiter

Современные ученые давно работают над расшифровкой ДНК знаменитого Эци – «ледяного человека», найденного в Тирольских Альпах в 1991 году, чей возраст составляет без малого 5 тысяч лет. Мы уже знаем, что Эци был кареглазым, имел каштановые волосы, первую группу крови и не переваривал лактозу (сырое молоко). Но, главное, по мнению исследователей, Y-хромосома Эци несёт мутации, которые чаще всего встречаются у мужчин, живущих на островах Сардиния и Корсика.
Сразу возник вопрос: был ли Эци «туристом», занесенным судьбой на континент со средиземноморских островов, или все доисторические жители Европы имеют родственников на родине Наполеона? Тогда сотрудник Стэнфордского университета (США) Мартин Сикора сравнил гены Эци с ДНК сотен современных европейцев, а также с генами охотника-собирателя каменного века из Швеции, шведского земледельца, охотника-собирателя из Иберии, возраст которого превышает 7 тысяч лет и человека железного века из Болгарии. Гены сардинцев оказались, действительно, близки Эци, но все же ближе всех к нему стоят земледельцы из Швеции и Болгарии.
Пути миграций европейских первобытных народов очень запутаны из-за постоянного их смешения друг с другом. Сардинцы просто жили замкнуто, поэтому и сохранили лучше всех генетические следы своих предков, неолитических земледельцев, только и всего. Это не значит, что миграция шла с Сардинии в Центральную Европу или наоборот.

Сумасшедшая благодать

hikrcn/Shutterstock

Осенью мы часто жалуемся на раздражительность, упадок сил, нарушенный сон и списываем все на унылость пейзажа и тусклое солнышко. На самом деле все обстоит сложнее. За плохим настроением зачастую может скрываться психическое расстройство – депрессия. В год ей заболевают 200 миллионов человек по всему миру. И только 30% из них понимают, что больны и обращаются к врачу. Большинство – трусят быть зачисленными в психи.
Но депрессия – не сумасшествие, а душевная болезнь, болезнь аристократов и одаренных личностей. И нельзя сказать, чтобы депрессивный период в вашей биографии представлял собой экзистенциальную катастрофу. Это просто изменение ритма жизни и ее приоритетов.
Конечно, сначала неприятно, когда пропадает «вкус к жизни». Но вкус к какой жизни? Депрессия – это реакция на безумную динамику социума, на работу с огромным объемом информации в сжатые сроки, на нарушения природного ритма бодрствования и сна, на невозможность пообщаться с близкими. Депрессией организм призывает нас обратиться к самому себе и услышать звук собственных шагов. Депрессия – это особый мир, в котором живут свои радости и горести, свои встречи и расставания, свои успехи и падения. Это время тишины, как будто мы закрываем ладошками уши, стоя на обочине большой дороги.
Депрессивный человек не плюхнется смотреть по телевизору шоу, а возьмет книжку Чехова, не поедет с семьей на шопинг, а пойдет с дочкой в кино или музей. Депрессивный человек перестает жить нервными импульсами, он становиться интересным самому себе. Народная молва пугает белыми кабинетами психиатров со шприцами и электрическим проводами. На самом деле современная психиатрия довольно легко может лечить депрессии разной тяжести препаратами, без вредных последствий.

Вот небольшой тест на вашу предрасположенность к депрессии.

Как вы чувствуете себя в последние две-три недели.

Ответ на каждый пункт оценивают от 0 до 4 баллов: 4 балла — нет изменений, 3 балла — легкие изменения, 2 балла — умеренные изменения, 1 балл — выраженные изменения, 0 баллов — крайне выраженные изменения.

1. продолжительность сна
2. социальная активность
3. настроение (общее чувство благополучия)
4. масса тела
5. аппетит
6. уровень физической активности

Результаты
12 баллов и более — прогнозируется развитие сезонной депрессии.
8-11 баллов — сезонная депрессия в самом разгаре.
Если показатели ниже 8 — это подозрительно в плане развития большого депрессивного эпизода.

Советский орден для жены Черчилля



Россия представила к награде медалью «Адмирал Ушаков» англичан, которые участвовали в боях за Арктику, неся вахту  на кораблях охранения, сопровождавших северные конвои. Медаль «Адмирал Ушаков» - это морской аналог медали «За отвагу». Но по английским законам, иностранное государство может удостоить британцев своей наградой только  с разрешения британского правительства. В Лондон был послан соответствующий запрос. В британское посольство в Москве должны были прислать сведения о том, чем занимались представленные к награде за последние пять лет.
Ответ из Лондона был, мягко говоря, обескураживающий. В нем сообщалось, что все представленные к награждению ветераны, якобы не проявили за последние пять лет заслуг перед Россией, и поэтому английский МИД не может просить у правительства разрешения наградить указанных граждан и позволить им носить советские медали. При этом британцы допустили, что решение может быть пересмотрено, если некая необходимая информация будет предоставлена.



В свое время многие англичане были удостоены советских наград. Среди них были не только моряки, но и  летчики, сотрудники миссии в Иране и те, кто осуществлял доставку оружия и стратегических материалов в СССР. Генерал Монтгомери и лорд Александер даже были удостоены ордена Победы, ряд военачальников получили орден Суворова. Орденом Трудового Красного Знамении была удостоена жена Черчилля за благотворительную помощь советским госпиталям.
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ... 11 След.