"Говорящие" птицы: Putin Сrane, Go-Away Bird и другие

Вы ходили с детьми в зоопарк в этом году? Каких животных и птиц вы запомнили лучше всего? Правильно, тех, у кого имена "говорящие".

Давайте ради любопытства сравним названия на русском и на английском. Обратимся, к примеру, к коллекции Московского зоопарка, список которой доступен в разделе "Специалистам" на официальном сайте. Просто почитать его - истинное удовольствие, отличный способ улучшения настроения.

Белобрюхий турако (ну, кто запомнит?!) по иноземному White-bellied Go-Away Bird. Именно в этом "go away!", что мы так часто слышим в устной речи, и скрывается весь смысл: "отвали-птица" на самом деле гораздо ярче демонстрирует характер пернатого, чем какое-то автомобильное "турако". Птица "лает" практически как собачка, периодически подбегая к зрителям вплотную (пугает). Кстати, она знаменита и тем, что может покрасить своими перьями воду в красный цвет (оперение некоторых видов содержат краситель турацин), чем пользуются некоторые племена одного жаркого континента.

Еще пример - тукан ариель. По-английски он зовется Channel-billed Toucant, что тоже много яснее, потому что дает понять, чем орудует и что именно роет птица.

И таких примеров десятки. Один ярче другого.

Еще один интересный факт, что названия птиц в русском и
английском могут иметь практически противоположные значения. Например лебедь-шипун за границей зовется - Mute swan, то есть фактически "немой".

В общем, любят у нас экзотические словечки, вместо того, чтобы объяснить как ведет себя пернатое создание! Хотя... как же приятна нашему слуху вертишейка (wryneck), поползень (nuthatch) или самая популярная птица этой осени - стерх. Последнего, к слову, на орнитологических форумах в шутку называют теперь не Siberian white crane, а Putin crane! И короче, и яснее.

Овцы как люди

Овцы сбиваются в стадо вовсе не для того, чтобы "вместе встретить врага". Простой эксперимент с GPS-датчиками показал, что животные в первую очередь думают о себе. А во вторую очередь - тоже о себе.

Paul Englefield (CC-BY)

Овцы сбиваются в стадо и жмутся друг к дружке в случае опасности вовсе не для того, чтобы встретить волка как единое целое, т.е. вовсе не руководствуются принципом "вместе выжить легче". Главная мысль в курчавых бараньих головах - выжить за счет соседа.

Ученые экспериментировали со стадом из 40 овец, снабженными GPS-передатчиками, которые следили за тем, как движутся животные. "Загонщиком" выступала собака, которая направляла стадо - у нее на шее был свой, отдельный GPS-передатчик. Движение овец и собаки стали основой для создания модели расчета движения.

Результаты оказались очень интересными. Овцы, сбиваясь в стадо, просто боятся незнакомую собаку и пытаются хоть немного убежать от врага. Главное и единственное овечье стремление — проникнуть поглубже в центр, оставив на «съедение» кого-то из соседей.

Стадный принцип характерен многим животным, но не все используют одинаковую с овечьей тактику. Так, рогатый скот покрупнее (коровы, буйволы) осмысленно защищают своих детенышей, а ряд рыб выставляет на периметр наиболее боеспособных товарищей.

Вспоминая расхожую фразу "ведут себя как бараны", убеждаешься, что народное знание правды рождается намного раньше выводов авторитетных ученых.