Веселые похороны

Фрэнк Синатра с песней "My Way" вот уже седьмой год подряд занимает первое место в хит-параде похоронной поп-музыки. Фото: Gab Archive/Redferns

В ожидании конца света поддержу разговор о смерти и музыке. Любопытная новость, хоть и на невеселую тему, поступила этой осенью из Великобритании. Co-operative Funeralcare, крупнейшая похоронная служба страны, провела очередной ежегодный соцопрос с целью выяснить, под какую музыку британцы предпочитают хоронить своих близких. Традиционно похороны в Великобритании проходят под христианские церковные гимны. Из таких гимнов самым популярным в этот раз стал Abide With Me («Останься со мной»), написанный в 1847 году шотландцем Генри Фрэнсисом Лайтом, англиканским священником и поэтом (исполняется обычно на музыку Уильяма Генри Монка, 1861). Текст представляет собой молитву с просьбой к Господу не оставлять молящегося ни в жизни, ни в смерти; его название — отсылка к строке из Евангелия («Лук.24:29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними»).
Вот как звучит этот гимн в исполнении хора лондонского собора Св. Павла:

http://www.youtube.com/watch?v=Rw5TtwJFIKU

Однако по результатам исследования Co-operative Funeralcare, все больше британцев вместо подобных гимнов предпочитают в качестве похоронной музыки… хиты современных поп- и рок-исполнителей. Если в 2005 году церковные гимны составляли 41 % от всех заказов, то в 2012-м эта цифра снизилась до 30 %. Из более чем 30 000 похорон, проведенных в Великобритании за последние 12 месяцев, две трети прошли под современную музыку и лишь треть — под гимны. Что касается классической музыки, ее заказали всего в 4% случаев. Ознакомиться со сводным чартом по всем видам похоронных саундтреков (поп, гимны, классика, мелодии из кинофильмов) можно здесь.

А вот как выглядит двадцатка поп-лидеров похоронного хит-парада:

1. Frank Sinatra - "My Way"
2. Sarah Brightman/Andrea Bocelli - "Time To Say Goodbye"
3. Bette Midler - "Wind Beneath My Wings"
4. Eva Cassidy - "Over the Rainbow"
5. Robbie Williams - "Angels"
6. Westlife - "You Raise Me Up"
7. Gerry & The Pacemakers - "You'll Never Walk Alone"
8. Vera Lynn - "We'll Meet Again"
9. Celine Dion - "My Heart Will Go On"
10. Nat King Cole - "Unforgettable"
11. Tina Turner - "The Best"
12. Whitney Houston/Dolly Parton - "I Will Always Love You"
13. Monty Python - "Always Look on the Bright Side of Life"
14. Luther Vandross - "Dance With My Father"
15. Louis Armstrong - "Wonderful World"
16. Daniel O'Donnell - "Danny Boy"
17. Eva Cassidy - "Fields Of Gold"
18. Righteous Brothers - "Unchained Melody"
19. Westlife - "Flying Without Wings"
20. Eva Cassidy - "Songbird"


Песня My Way («Мой путь», 1969, слова Пола Анки на музыку Жиля Тибо), наиболее известная всем в исполнении Фрэнка Синатры, держит первое место вот уже седьмой год. Это тоже своего рода гимн — самодостаточности и свободе выбора. Лирический герой, оглядываясь на пройденный путь, с гордостью заключает, что жизнь прожита не зря. Да, говорит он, я совершил немало ошибок, пережил немало потерь, — но я ни о чем не жалею. Я всегда говорил то, что думал, и поступал так, как считал нужным, — и это главное.

http://www.youtube.com/watch?v=T6ya7ZRlrEo

Эту композицию за прошедший год заказали на 15% похорон. Всего же в чарты попало целых шесть хитов Синатры — таким образом, он стал самым популярным из современных похоронных исполнителей.

Но есть и такие случаи, когда содержание песни вообще не соответствует поводу. Так, молодая британская поп-певица Адель (мировую популярность ей принесло участие в саундтреке к новому фильму про Джеймса Бонда, вышедшему в этом же году) почти что попала в двадцатку лидеров, заняв 22-е место с композицией Someone Like You («Такого как ты»). Не очень понятно, чем руководствовались выбиравшие эту песню в качестве похоронного саундтрека, — ведь в ней поется вовсе не о смерти, а об окончании любовных отношений:

http://www.youtube.com/watch?v=jCya1yiFFP4

Еще более удивительная тенденция — юмористический взгляд на смерть, проявляющийся в выборе откровенно шуточных песен. Так, на 13-м месте оказалась композиция Always Look on the Bright Side of Life («Всегда смотри на светлую сторону жизни») из комедийного фильма «Житие Брайана» (Life of Brian), снятого и сыгранного в 1979 году британской комик-группой Monty Python. Саму песню также написал один из «пайтонов», Эрик Айдл. В фильме рассказывается история Брайана Коэна (его играет Грэм Чэпмен) — молодого еврея, родившегося в том же месте и в то же время, что и Иисус Христос, и впоследствии ошибочно принятого за Мессию. В финале фильма главного героя приговаривают к смерти через распятие, и тогда персонаж с соседнего креста (его играет Эрик Айдл), пытается подбодрить Брайана, исполняя ему эту оптимистичную песенку. К пению присоединяются приговоренные с других крестов — в процессе они насвистывают и даже пытаются пританцовывать. После общей панорамы с поющими на крестах начинаются титры, во время которых продолжает звучать музыка из песни.

http://www.youtube.com/watch?v=jHPOzQzk9Qo

Грэм Чэпмен, сыгравший Брайана-Христа, умер от рака в 1989 году, в возрасте 48 лет. Как вы думаете, какую песню пели друзья и родственники на его похоронах?..

«Поп-музыка занимает сегодня такое важное место в жизни людей, что естественным образом становится саундтреком и к их смерти, — говорит Лоринда Робинсон, руководитель отдела маркетинга Co-operative Funeralcare. — В современном похоронном ритуале все большую роль играет личный выбор клиента, — в том числе и выбор музыки. Именно в текстах современных песен находятся наиболее точные слова, которые лучше всего выражают любовь и скорбь близких, рассказывают о жизни покойного или просто напоминают о нем — его интересах, вкусах, чувстве юмора».

Однако всему есть предел: около четверти опрошенных похоронных бюро сообщили, что иногда вынуждены отказывать в выполнении того или иного музыкального заказа, — как правило, потому, что священники, проводящие церемонию, считают его неуместным. Один из таких примеров — песня Джона Леннона Imagine. Неудивительно: ведь в ней ставится под сомнение существование рая и ада, как и необходимость религии вообще.

http://www.youtube.com/watch?v=yRhq-yO1KN8

Как относиться к подобным тенденциям? Что это — профанация высокого и скорбного ритуала или же попытка его переосмыслить? Вопрос неоднозначный. В любом случае, интересно, что даже такие консервативные общества, как британское, сегодня активно пересматривает свои традиции, связанные со смертью. К чему это приведет? Жизнь покажет.

Эко-логичные сады

Шомон-сюр-Луар. (с) Christophe Finot

Продолжу тему Франции, замков и садов.
Замок, про который я хочу рассказать сегодня, называется Шомон-сюр-Луар (Сhaumont-sur-Loire) и находится примерно в 200 км к югу от Парижа, между городами Тур и Блуа. Окруженный парком из столетних кедров, он возвышается на 40-метровом мысе над берегами сельской Луары.

С 40-метрового мыса, на котором стоит замок, открывается живописный вид на сельскую Луару. © фото автора

Как и у других старинных замков Франции, у Шомона впечатляющая история. Он был основан в Х веке как крепость для обороны Блуа, позже разрушен, а в XV веке восстановлен и достроен в готическом стиле. В числе его владельцев были Екатерина Медичи и Диана де Пуатье. Эпоха Возрождения привнесла в архитектуру замка декоративные элементы; а в XVIII веке, в связи с разрушением северного крыла, он постепенно превратился из оборонительного сооружения в загородное имение знатных особ, место отдыха и развлечений. В XVIII – XIX веках новые хозяева — представители семейства Ле Рей де Шомон — сделали замок настоящим центром культурной жизни. Его гостями были такие известные личности, как Бенджамин Франклин, скульптор Жан-Батист Нини, писательница Жермена де Сталь.

Конюшни замка. (с) Patrick Giraud

В конце XIX – начале XX века, по распоряжению принца и принцессы Анри-Амеде де Брольи, при замке были оборудованы роскошные конюшни в стиле модерн (они сохранились по сей день), а на прилегающих землях устроена ферма и разбит ландшафтный парк (21 га) в английском стиле. В 1938 году замок вместе с земельными владениями площадью 2500 га был куплен государством, и с 2007 года принадлежит администрации Центрального региона Франции. Величественный замок, сочетающий в себе элементы готического стиля и архитектуры эпохи Возрождения, входит сегодня в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

(с) фото автора

Однако Шомон-сюр-Луар — не только архитектурно-исторический памятник; это также современная культурная площадка, называющая себя «Центром искусства и природы» (Centre d'Arts et de Nature). Круглый год здесь проводятся различные мероприятия, посвященные, как пишут сами организаторы, «взаимоотношениям между художественным творчеством и природой». В помещениях замка проходят выставки современных художников и фотографов, на дорожках и деревьях парка устанавливаются необычные скульптуры и инсталляции.
Главный проект «Центра искусства и природы» — Международный фестиваль садов, проходящий здесь каждое лето, с конца апреля по конец октября, вот уже 21 год. Ландшафтные дизайнеры, архитекторы, декораторы и садовники со всего мира представляют свои модели садов, объединенные некой общей концепцией (каждый сезон она новая). Многие из этих садов больше похожи на концептуалистские художественные инсталляции, выполненные из растений, земли и любых подручных материалов. Таким образом, это фестиваль новых идей — не только в области садового искусства, но и в более глобальном плане. Чтобы вы получили представление, о чем речь, я покажу вам несколько картинок с Фестиваля садов 2011, который мне удалось посетить. Он назывался «Сады будущего или искусство счастливого биоразнообразия» (Jardins d’avenir ou l’art de la biodiversité heureuse), и в нем участвовало 24 проекта, большинство из которых были посвящены таким темам, как защита природы, роль человека в окружающей среде, спасение исчезающих видов. Вот лишь некоторые из них:

© здесь и далее - фото с сайта http://www.domaine-chaumont.fr и из личного архива автора (сентябрь 2011)



Эта композиция называется «Мне тебя не хватает». Круглый прудик — аллегория нашей планеты. По нему рассыпаны маленькие островки, на каждом из которых ютится определенный вид растений. Деревянная терраса в центре — место для созерцания и размышления. Авторы приглашают нас задуматься о том, как сохранить разнообразие природного мира, находящееся под все большей угрозой. Композиция интерактивна: если залезть на желтый велосипед, закрепленный на мостике сбоку, и крутить педали, из множества маленьких фонтанчиков в пруду начинает бить вода. Таким образом, вы поддерживаете жизнь планеты, питая ее энергией.





«Почувствуй себя червяком»: этот сад построен в виде подземного туннеля, изображающего не то нору крота, не то ход, прорытый червем. Путешествуя по нему, можно увидеть сквозь стеклянные окошки, как выглядят жилища разных травяных и подземных обитателей. Такой сад дает посетителю возможность ненадолго впасть в детство, ощутив себя насекомым или мелким грызуном, и в то же время — ближе познакомиться с разнообразием экосистем, скрытых от наших глаз в обычной жизни.





«Сад исчезнувших растений» выглядит невесело. Обычно ботанический сад — это торжество биоразнообразия: ведь там собрано огромное количество растений, каждое из которых заботливо снабжено табличкой со своим научным названием. Но это — сад табличек без растений, сад-кладбище. Бесконечные ряды табличек с ничего не говорящими нам латинскими названиями исчезнувших видов подчеркивают чудовищную разобщенность человека и природы.





Ну а это — «Сад на вынос». Здесь каждый может выбрать и купить себе растение, представляющее определенную экосистему (фруктовый сад, лес, редколесье, вересковая пустошь, болото и т.д.). Растения продаются в мешках из-под стройматериалов, которые обычно не используются повторно. Здесь же они получили вторую жизнь в качестве вместилищ для спасаемых экосистем — это аллегория экологической сознательности. Возьмите на себя ответственность за одно дерево — и вы сделаете маленький шаг на пути к восстановлению утраченного биоразнообразия.    

На красивом и подробном сайте замка Шомон-сюр-Луар (он переведен и на русский) можно ознакомиться с программами Фестиваля за другие годы, посмотреть фотографии проектов. Но такие вещи, конечно, лучше видеть своими глазами. Поэтому, если как-нибудь летом вы окажетесь в районе Шомона, — очень рекомендую вам, помимо исторических помещений замка, посетить и Фестиваль садов. Уверена, что в 2013-м программа будет не менее интересной.

Болгария: Праздник сливы

Popoff

Оказывается, из болгарской розы не только делают драгоценное эфирное масло, но и… гонят самогон. Точнее, его местный аналог — ракию. Но это, конечно, редкий, даже экзотический, вариант болгарского национального напитка. Вообще же, ракия традиционно готовится из фруктов — благо своими фруктовыми садами Болгария славится не меньше, чем розовыми плантациями.

Сорт сливы, который у нас называется алычой, болгары называют «джанка». Bogdan

Ракия — крепкий напиток, близкий к итальянской граппе, французскому кальвадосу, мексиканской текиле, американскому бренди, ближневосточному араку, грузинской чаче и, собственно, русскому самогону. Производится он путем дистилляции забродивших фруктов или винных выжимок, а затем выдерживается в дубовых бочках. Самые распространенные виды ракии — виноградная (гроздовица) и сливовая (сливовица). Также ракию готовят из абрикосов, груш, яблок, айвы, инжира, персиков — словом, практически всего, что зреет на деревьях. Для вкуса и аромата в напиток, уже после дистилляции, могут добавлять различные травы, анис, мед, орехи, вишню. Крепость промышленной ракии, как правило, около 40 %, но домашняя может быть и крепче — 50-60 %. Ракия двойной перегонки по-болгарски называется препек и достигает 65 % — ее пьют, разбавляя водой (или не разбавляя). Бывает даже двоен препек (препек, который перегнали еще раз) — крепостью до 90 %!

Традиционный перегонный аппарат для ракии, г. Троян. Infobgv

В городе Троян на севере Болгарии ежегодно, в последнюю субботу сентября, отмечается Праздник сливы и сливовой ракии. Первый день – «спаивающий». Горожане и гости города дегустируют только что произведенную ракию прямо на площади, где стоит перегонная установка. Второй день – «вытрезвительный»: те, кому удалось вовремя проснуться, веселятся в селе Орешак недалеко от города. Там проходят конкурсы на лучшего дегустатора и знатока разных сортов ракии. Продолжается праздник фольклорной программой на Национальной выставке-ярмарке художественных ремесел и искусства, проходящей в этом же селе. Здесь же можно пройти обучение разным ремеслам: резьбе по дереву, ткацкому делу, росписи гончарных изделий.

С ракией в Болгарии связано много интересных традиций. Например, в Трояне принято при рождении ребенка дарить родителям бутылку ракии, которую они должны откупорить через много лет, на его помолвке или свадьбе. Ракию обычно пьют в качестве аперитива или в начале трапезы. В Троянском крае лучшей закуской к ракии считают сало. Зимой болгары любят пить ракию горячей, с жженым сахаром и пряностями. Греяна ракия — обязательный атрибут всех зимних праздников.

Помимо Болгарии, ракия считается национальным напитком и в других странах Балканского полуострова — Македонии, Сербии, Боснии и Герцеговине, Черногории, Хорватии, Албании. Греческий аналог ракии, напиток из виноградного жмыха, в материковой Греции называют «ципуро», а на острове Крит — «цикудья» или «раки». Причем на Крите, в отличие от материка, раки пьют не обязательно в качестве аперитива, а в любое время дня, как кофе, — в том числе и после ужина, на десерт. Кстати, в греческих тавернах (не туристических ресторанах, а именно классических тавернах, где ужинают местные) есть такое милое правило: если ваш заказ был не слишком маленьким, то десертом вас угощают за счет заведения. Так вот, на Крите такой десерт обычно состоит из свежих фруктов (арбуза, дыни, винограда), мягкого творога с сиропом и запотевшего графинчика раки.

Эльзасский пламенный пирог

Стас Артемов написал вчера  об эльзасских винах и водке, — ну а я напишу про закуску. Тоже эльзасскую.
Вообще Эльзас, место встречи двух культур, гораздо больше похож на Германию, чем на Францию. Опрятные домики с геранью на окнах и керамическими гномами в палисадниках, шпили лютеранских церквей и аисты на крышах, темные сосновые леса и туманные лощины с летучими мышами — все это кажется иллюстрацией к волшебным немецким сказкам из детства. И неудивительно: ведь эта земля в течение нескольких веков переходила от немцев к французам и обратно. У эльзасцев даже есть свой язык, алеманнский диалект немецкого, который по сей день используется здесь наряду с официальным французским, — по крайней мере, в небольших городах и деревнях.

© Lulu Duran
Кухня Эльзаса тоже близка к немецкой: много мяса и копченостей, теста и картошки. В общем, просто и сытно. Сегодня я хочу написать о местном специалитете, который называется по-немецки Flammkuchen, по-эльзасски flammkueche (фламмкухен/фламмкюхе, что можно перевести как «пламенный пирог»), а по-французски tarte flambée (тарт-фламбе, «опаленный пирог»). Это плоский открытый пирог на тонком тесте, с традиционной начинкой из творога или мягкого, незрелого сыра (иногда сметаны), кружочков лука и кусочков сала или бекона. Есть и другие варианты начинки. В общем, это такая местная пицца-лайт. Помимо Эльзаса, блюдо распространено и в южногерманских землях — Бадене, Мозеле и Пфальце.
Французское название пирога может ввести в заблуждение, поскольку во французской кухне словом «фламбе» (flambé) называют блюда, подвергнутые фламбированию, то есть политые крепким алкогольным напитком и подожженные. Но тарт-фламбе (за исключением некоторых сладких вариантов) не фламбируется, и вообще не готовится на открытом огне — его пекут в дровяной печи.

Приготовление тарт-фламбе в традиционной дровяной печи © Usien
Рецепт происходит из крестьянской кухни. В эльзасских деревнях хлеб пекли довольно редко, — раз в две-три недели, — так что выпечка хлеба превращалась в небольшой семейный праздник. Его отмечали приготовлением особого блюда: тесто, оставшееся после лепки булок, раскатывали в тонкую лепешку, мазали ее творогом, посыпали кусочками лука и сала. Затем, раздвинув в стороны догорающие дрова, лепешку клали в устье только что протопленной печи (в этот момент ее температура еще слишком высока для выпекания хлеба, зато идеально подходит для приготовления тарт-фламбе). Через две-три минуты пирог вынимали, выкладывали на деревянную разделочную доску и резали на прямоугольные куски. Каждый брал свой кусок и, быстро обломав подгоревшие края (признак готовности блюда), сворачивал его и ел, не давая остыть. Именно так, руками, эльзасцы едят тарт-фламбе и сейчас — даже в ресторанах.  
В отличие от других местных специалитетов, тарт-фламбе долгое время оставался домашним крестьянским блюдом. В городских ресторанах его начали подавать лишь в 1960-е, когда повальная мода на пиццерии вызвала интерес и к этому, эльзасскому, аналогу пиццы.
С развитием туризма популярность блюда возросла, и сегодня почти каждый ресторан эльзасской кухни предлагает несколько разновидностей тарт-фламбе. Часто рестораторы вывешивают на дверях своих заведений таблички, сообщающие, что здесь подают знаменитый пирог, и иногда даже специально указывают, что блюдо приготовлено традиционным способом, на дровах (фр. cuite au feu de bois). Появились целые сети ресторанов, специализирующихся на тарт-фламбе, например Flam's, чьи заведения можно найти в Париже, Гренобле, Лилле, Лионе.
Тарт-фламбе сервируется на деревянной доске, к нему подают специальный нож с двумя ручками. В традиционных ресторанах, при обслуживании компании посетителей, в центр стола ставится только один из заказанных пирогов, а другие приносятся по мере еды, чтобы не остывали. Если посетители заказали разные виды блюда, каждому приносится своя доска с тарт-фламбе (в этом случае удобно есть не с тарелки, а прямо с доски). Многие рестораны предлагают за определенную плату неограниченное количество тарт-фламбе. Официант будет приносить новые порции до тех пор, пока вы его не остановите.
Помимо традиционного, с салом и луком, существуют такие разновидности тарт-фламбе:

Гратинированный (Tarte flambée Gratinée) содержит, помимо мягкого, обычный сыр, часто швейцарский, например, грюйер. Блюдо запекается сверху, подобно пицце.
Лесной (Tarte flambée Forestière) включает грибы.
Северный (Tarte flambée Nordique) приготовляется с кусочками семги вместо свинины.
Вегетарианский (Tarte flambée Végétarienne) готовится без мяса.
Сладкий (Tarte flambée Sucrée) — десертное блюдо, приготовляемое с различными фруктами, чаще всего яблоками. Сладкий тарт-фламбе может быть также сбрызнут крепким напитком (кальвадосом или ромом) и фламбирован. Добавка алкоголя может быть прописана в меню отдельным пунктом.

Есть и другие вариации начинки — количество их неограниченно, как и в случае  пиццы.
В Интернете можно найти целые сайты, посвященные тарт-фламбе. Вот, например, франкоязычный ресурс, где приводится классический рецепт блюда, список лучших ресторанов Страсбурга и Эльзаса, специализирующихся на тарт-фламбе, а также различная информация об Эльзасе — как культурно-историческая, так и практическая. А здесь можно найти рецепт фламмкухена на русском языке.
А решила я написать именно про это блюдо потому, что у меня с ним связано одно из приятных личных воспоминаний об Эльзасе. Когда-то я принимала участие в международном волонтерском проекте в эльзасской деревушке Зиттерсхайм (Zittersheim). В один из дней мэр деревни (да-да, во Франции даже у деревень есть мэры) пригласил всю нашу многонациональную группу к себе в гости, на вечер, посвященный тарт-фламбе (Soirée de tarte flambée). Как нетрудно догадаться, все угощение состояло из многочисленных порций "пламенного пирога", выпекаемых прямо на месте — сначала в классическом варианте (сыр, лук и бекон), а на десерт — в сладком (бананы, яблоки и корица). Поучаствовать в приготовлении имел возможность каждый из гостей. Никто не остался голодным.

Болгария: жизнь в розовом цвете

Розовая долина © DSLEWIS
В ходе работы над путеводителем по Болгарии я узнала некоторые любопытные подробности о таком знаменитом местном специалитете, как розовое масло. Болгария сегодня — главный центр добычи самого дорогого из эфирных масел. Добывают его в Розовой Долине — это местность в центральной Болгарии, между Балканскими горами и массивом Средна-Гора, охватывающая город Казанлык и примерно 150 окрестных деревень. Именно здесь вот уже более 300 лет возделываются плантации так называемой казанлыкской розы, масло из которой считается сегодня наиболее ценным. Изначально это вид дамасской розы (Rosa damascena), завезенной сюда из Персии в XVIII веке, — но за многие годы кустарной и научной селекции он приобрел новые свойства, важные для промышленной культуры, так что стал рассматриваться как отдельная разновидность. Особый микроклимат Казанлыкской долины (высокая влажность воздуха и умеренная температура) способствует накоплению в лепестках розы большого количества эфирного масла.

Сбор роз в Розовой долине. Гравюра Феликса Филиппа Каница, австрийского этнографа, географа и путешественника (1870-е).
Добыча болгарского розового масла происходит в соответствии с вековыми культурными традициями. Казанлыкская роза цветет с конца мая до 20-х чисел июня. Бутоны она раскрывает ранним утром, когда земля окутана туманом. Лепестки нужно оборвать вручную, немедленно после распускания, до восхода солнца, — именно в это время они содержат наибольшее количество эфирного масла, позже оно начинает улетучиваться.
Сразу после сбора лепестки поступают в перегонные кубы (так как при лежании они частью теряют свой аромат, частью подвергаются брожению). Традиционный способ получения масла состоит в том, что от лепестков розы, залитых водой, при обогреве глухим и острым паром (раньше при огневом обогреве) отгоняют дистиллят, от которого отделяют небольшое количество всплывающего наверх первичного масла. Водный слой дистиллята подвергают повторной перегонке (когобации). При этом выделяется основная часть розового масла, которую купажируют с первичным маслом, получая товарный продукт. Выход розового масла составляет в среднем 0,025%, так что для получения 1 кг масла приходится собрать вручную около 4 тонн лепестков розы -- т.е. обработать примерно 1 га посадок. Неудивительно, что грамм розового масла стоит почти как грамм золота.

© rajpkl
Масло из болгарской розы представляет собой густую прозрачную жидкость желтого или зеленовато-желтого цвета. Запах у него, кстати, резкий и неприятный, и нужно сильно разбавить его, чтобы получить нежное благоухание. Продается масло в бутылочках, запечатанных сургучной печатью, к нему прилагается сертификат подлинности. Склянки в деревянных футлярах, стоящие на каждом сувенирном лотке, – всего лишь розовая вода или эссенция.
Болгарское розовое масло считается в парфюмерной промышленности одним из общепризнанных эталонов. На его счету — золотые медали на международных выставках в Париже, Лондоне, Филадельфии, Антверпене, Милане. 70% всего розового масла на мировом рынке сегодня обеспечивает Болгария.
Розовое масло широко используется в парфюмерии: при изготовлении духов, мыла, помады; и в пищевой промышленности: для ароматизации ликеров, вин, кондитерских изделий, некоторых лекарств. Также его применяют в медицине — при лечении кожных, легочных, глазных, желудочных и язвенных заболеваний.  
В связи с высокой ценностью розового масла, оно часто подделывается — чаще всего его заменяют гераневым маслом, маслом розового и сандалового дерева, спермацетом или парафином. Ученые разработали несколько методов проверки подлинности розового масла. Например, под действием паров йода розовое масло остается без изменения, тогда как гераневое масло и масло розового дерева буреют. Под влиянием азотистой кислоты гераневое масло принимает яблочно-зеленый цвет, а розовое масло и масло розового дерева — темно-желтый цвет, причем розовое масло изменяется раньше. При воздействии же серной кислотой розовое масло сохраняет свой запах, а запах гераневого масла становится резче и неприятнее.

(с) ali eminov
Если однажды судьба занесет вас в болгарский город Казанлык (центр Розовой долины), — можете посетить Музей розы, действующий с 1969 года при местном заводе по производству розового масла. Здесь можно ознакомиться с историей и особенностями этого трудоемкого процесса. Розовая вода, остающаяся после получения масла, широко используется в косметической промышленности. На фабрике Tomy Show Cosmetics, которая также находится в Казанлыке, на основе розовой воды прямо при вас изготовят гель или крем. Эта косметика подходит для любой, даже чувствительной, кожи и обладает противовоспалительным эффектом. Некоторые кремы не содержат консервантов, поэтому их нужно использовать в течение трех месяцев. А в Историко-этнографическим комплексе «Кулата», что расположен в одноименном, самом старом, квартале города, проводятся дегустации розового ликера и варенья из розовых лепестков. С вареньем, однако, нужно быть осторожнее: оно действует как слабительное.

Фестиваль Роз в Казанлыке. Здесь и далее - фото (с) donald judge
С 1903 года в Казанлыке проводится ежегодный Фестиваль Роз. Праздник проходит в конце первой недели июня. Он начинается в пятницу вечером цветочным парадом и выступлением танцевальных фольклорных коллективов из Болгарии и стран Восточной Европы. В субботу проводится карнавал, где определяется лучшая танцевальная группа. А вечером в кафедральном соборе проходит концерт хоровой музыки. В воскресенье действо переносят на плантации роз, где выбирают короля и королеву фестиваля.



Фото:
Страницы: 1 | 2 | След.