Лучшая самодельная музыка

Со скиффла в Англии начинали многие. Эта быстрая веселая музыка не требовала от исполнителя практически никаких специальных навыков. 16-летний Джон Леннон, собравший свою первую группу (игравшую именно скиффл), толком не умел играть на гитаре – он настраивал инструмент как банджо и бренчал на первых четырех струнах. Аккордам его обучили его юные друзья Пол и Джордж.

Сегодня скиффл – практически мертвое музыкальное явление. Но 60 лет назад он владел умами многих молодых людей в Англии, еще не знавших слова «рок-н-ролл», но прекрасно знавших американский блюз по пластинкам, которые привозили из-за Атлантики моряки.

Скиффл и сам зародился в США еще в первой четверти XX века, хотя, видимо, не назывался так до 1920-х годов. Это был, по сути, корневой блюз, исполняемый ансамблем из самых простых инструментов (гитара, банджо, губная гармошка) и всяких подручных средств. К подручным средствам относился, прежде всего, джаг – пузатая бутыль, использовавшаяся как своеобразный духовой бас. Джаг дал и имя тем маленьким оркестрам – их называли джаг-бэнды.

Вот как звучал и выглядел один из тогдашних джаг-бэндов – Cannon’s Jug Stompers. Звук джаг-баса хорошо различим.

http://www.youtube.com/watch?v=TZUsbxsGJEc

Другие два «приспособленных» инструмента стали визитной карточкой уже британского скиффла несколько десятилетий спустя. Первый – это стиральная доска, отвечавшая за перкуссию. Второй – tea chest bass, т. е. условный контрабас, сделанный из коробки из-под чая, палки (например, ручки от швабры) и веревки. Коробка из-под чая – это большой деревянный ящик, размером примерно 50х50х75см, отлично подходивший на роль резонатора. В США, кстати, для схожих целей использовалось металлическое корыто для стирки.

В США начала века джаг-бэнды были лишь одним из явлений блюзовой культуры и постепенно сошли со сцены. В 1950-х скиффл родился заново в Великобритании, а помог ему увидеть свет человек по имени Лонни Донеган, впоследствии названный королем скиффла. Донеган играл на банджо в одном джазовом оркестре, и среди его обязанностей было заполнение перерывов. Вместе с двумя другими музыкантами, игравшими на стиральной доске и «чайном» басу, он исполнял блюзы. Эти интермедии, именовавшиеся в афишах «скиффл-брейками» (по аналогии с тем, американским стилем), постепенно завоевали популярность. Лонни ушел из оркестра, собрал свой ансамбль и выпустил сингл «Rock Island Line», ставший хитом.

http://www.youtube.com/watch?v=-NQz4ayVImQ

http://www.youtube.com/watch?v=fOpemAIAmqk

Дальше уже ничего не нужно было делать. Заложенная в скиффле простота, общедоступность, практически возведенный в принцип дилетантизм позволили стилю завоевать – пусть и всего на несколько лет – целую страну. Если верить Википедии, в конце 1950-х годов в Британии было до 50 000 скиффл-групп.

И в этом кроется колоссальная роль, которую сыграл скиффл в истории популярной музыки. Конечно, многие из этих 50 000 групп вскоре исчезли – игравшие в них ребята пошли на работу, обзавелись семьями и забыли увлечения молодости. Но и огромное количество молодых людей благодаря скиффлу открыло для себя музыку, и когда рок-н-ролл и ритм-н-блюз вступили в свои права, они не оставили сцену и стали развиваться дальше. К таким людям относятся музыканты практически всех ваших любимых британских групп 1960-х годов – The Beatles, The Rolling Stones, The Who, The Kinks, Led Zeppelin, Pink Floyd и т. д. и т. п.

Мне повезло познакомиться с настоящей британской скиффл-группой. Ну, почти настоящей – этим дядечкам в районе 40-50 лет, и молодость их прошла в эру панка (и постпанка), оригинальных скиффл-групп они не застали.

Группа называется Railroad Bill (в честь одной блюзовой песни), они родом из Кардиффа (Уэльс) и играют уже лет 25. У них классический скиффл-состав – две гитары, банджо/укулеле, «чайный» бас и, разумеется, стиральная доска. Они играют как блюзовые и скиффловые стандарты, так и свои номера. На их сайте есть рекомендация от самого короля скиффла Лонни Донегана – BLOODY GOOD (т .е. «чертовски хорошо»).

Steve's Wildlife

Дэн, фронтмен группы, примерно так объяснил мне смысл происходящего (в оригинале звучало не так пафосно): «Я не настоящий музыкант, - сказал он. – Я играю скиффл и панк, потому что это музыка, идущая от сердца. Человек может взять и начать играть ее, даже не будучи музыкантом». (Панк-группа, о которой шла речь, тоже достойна внимания – она называется Punks Not Dad и в ироническом ключе рассказывает о сложностях, которые подстерегают мужчину среднего возраста.)

Не буду больше болтать и просто дам вам послушать Railroad Bill.

http://www.youtube.com/watch?v=FwKcpeYmYD0

http://www.youtube.com/watch?v=lqDPh3baSLo

http://www.youtube.com/watch?v=qxN3ZvXq1bQ