Жестокое танго

nicostrada
Продолжу рассказ о встреченных мною интересных музыкантах (в прошлый раз я написал пару слов о монголах).
Сегодня мы переместимся на другую сторону Земли – в Южную Америку, в Аргентину. Иначе говоря – на родину танго, знаменитого танца и музыки.
Я, ей-богу, не буду даже и замахиваться на описание этого масштабнейшего культурного явления. На одном только нашем сайте есть немало материалов, посвященных танго: два выпуска телепрограммы «Вокруг Света» (рази два), рассказ о Буэнос-Айресе «Город с привкусом танго», статья «Танго: бесконечная возможность», а также новостные заметки «Родину танго нашли под землей» (про древнее кафе, где зародилась эта культура) и «Танго как ценность» (о списке нематериального наследия ЮНЕСКО).

Музыканты, благодаря которым я полюбил танго – это аргентинский ансамбль Violentango (вот их сайт). Свою группу они назвали в честь композиции Астора Пьяццоллы, одного из главных деятелей танго XX века, создателя «нового танго», а также исполнителя на бандонеоне.

http://www.youtube.com/watch?v=SkG7gVZvH7w

"Violentango", Астор Пьяццолла, 1974 год.

Бандонеон, пожалуй, это тот инструмент, без которого сложно представить себе настоящее танго. Это разновидность гармони из семейства концертин, изобретенная в XIX веке в Германии (создателя его звали Генрих Банд) и завезенная тогда же в Аргентину. Там бандонеон быстро завоевал себе место в ставшем классическом «лайн-апе» ансамбля танго – фортепьяно, контрабас, две скрипки и два бандонеона (orquesta tipica).

Pavel Krok

Надо сказать, что бандонеон совсем не прост в обращении. Кнопки издают разный звук при сжатии и растягивании мехов, и расположены, как правило, не хроматически (нота за нотой), а так, чтобы музыканту было удобно играть аккорды - инструмент задумывался как аккомпанирующий. (На этом видео, начиная с 4:35, можно увидеть, как играются на бандонеоне 12 нот первой октавы – ужас.)

Бандонеон – главное действующее лицо и в музыке группы Violentango. На нем играет бородатый молодой человек по имени Адриан Рухьеро. Кроме того, у них в составе две гитары, акустический бас и перкуссия (в основном, кахон – еще один чудесный инструмент, представляющий из себя не что иное, как ящик).

Итак, собственно, Violentango:
http://www.youtube.com/watch?v=QcAj8pGUokI

"Barceluna", Violentango

http://www.youtube.com/watch?v=CZKk4Ggu_gY

"El viejo se nos fue", Violentango & Fede Torres

Я познакомился с ними на фестивале в Апулии, который длился около 10 дней. Каждый день музыканты приезжали в новый город и выступали одновременно на нескольких открытых сценах, расположенных метрах в 150-200 друг друга.
Violentango неизменно выходили на сцену поддатыми, во время выступления шутили и переговаривались друг с другом. Первое впечатление, короче говоря, было не очень восторженным.
Но в один из дней мне довелось услышать их сет целиком, и все переменилось. Агрессивные, жесткие, местами даже грязные звуки их музыки волновали и рвали душу, порождая в мозгу какие-то безумные картины – Причерноморье, степь, ветер и стук копыт. Затем все снова менялось – музыка становилась печальной и меланхоличной, по пути приобретая родные романсовые гармонии, и бандонеон начинал пронзительно петь о чем-то неизбывном. Затем обратно, и затем снова, и так далее.

Вряд ли эти аргентинцы бывали в Причерноморской степи – возможно, в тот момент они думали о родных пампасах. На самом деле вряд ли – в танго каждый тоскует о чем-то своем. Но как же прекрасна эта тоска.

Напоследок еще одно видео - с того самого фестиваля. Вместо басиста с ними играла в тот момент милая девушка-виолончелист.

http://www.youtube.com/watch?v=SSzbbYJkQkE

"Libertango", Violentango