Трансмонголия

Adagio
Однажды мне довелось побывать (и даже немножко поиграть самому) на небольшом европейском музыкальном фестивале, где выступали исполнители со всего мира. Назывался он La Ghironda и проходил на юге Италии, в области Апулия, которая известна, в частности, благодаря причудливым домикам трулли.
Фестиваль этот стал для меня, как написал бы Довлатов, крупнейшим источником познания жизни – за несколько дней я услышал множество прекрасной и совершенно разнообразной музыки, отправившей меня в воображаемое путешествие, не могу удержаться, вокруг света.
Одним из главных открытий (для необразованного меня) стал монгольский ансамбль Hosoo & Transmongolia. Хосоо – это руководитель коллектива, состав же «Трансмонголии», видимо, меняется время от времени.

У монгольской музыкальной традиции есть ряд отличительных аспектов.
Первый – это горловое пение, распространенное и у других народов, живущих по соседству с монголами. В России, например, известно тувинское горловое пение. Сложно разобраться (да и едва ли возможно), кто первый стал использовать эту сложную технику – вернее, систему техник, отличающихся друг от друга некоторыми тонкостями. Для обозначения горлового пения как такового в этом регионе часто используется слово хоомей (так еще называют один из стилей). Поскольку на звание изобретателей хоомея, как водится, претендуют и тувинцы, и монголы, и (подозреваю) другие их соседи, мы оставим этот вопрос за скобками.
Самое потрясающее в горловом пении – это способность исполнителя извлекать две (а то и три) ноты одновременно. Дело в том, что певец, владеющий этой техникой, способен заставить отчетливо звучать обертона основной, низкой ноты. Эти обертона обычно – очень высокий звук, который человек (по крайней мере, взрослый мужчина) не способен издать обычным способом.
Результат звучит вот так (Хосоо исполняет известный церковный гимн Amazing Grace):

http://www.youtube.com/watch?v=3xUIdNSiNKk


Другая отличительная черта – это традиционные инструменты. Прежде всего – моринхур (или морин хуур), двухструнный смычковый инструмент, современные модификации которого внешне немного напоминают европейскую семью смычковых инструментов (благодаря «эфам», f-образным отверстиям в корпусе). Интересно, что струны, в отличие от скрипки, виолончели и родственников, не прижимаются к грифу – напротив, исполнитель засовывает палец между струной и грифом. Посмотреть, как это делается можно в этой серии видеоуроков. Головку грифа моринхура украшает деревянная голова лошади (морин, если верить википедии, значит "лошадиный";).

Своеобразный mission statement ансамбля «Хосоо и Трансмонголия» можно найти на сайтепевца, в разделе Transmongolia. Вот цитата оттуда - “Hosoo Transmongolia gives nature a voice and brings the expanse of the steppe to the concert hall” (т. е. примерно «Хосоо Трансмонголия дает природе голос и переносит широту бескрайней монгольской степи в концертный зал»).

Несмотря на некоторый пафос этих слов, не могу сказать, что они не имеют под собой основы – в этой музыке можно найти и степь, и горы, и все что угодно еще, от табунов лошадей до караванов верблюдов. Эта музыка, безусловно, на любителя, но мой пример показывает, что любителем может оказаться каждый.

А теперь, собственно, Hosoo & Transmongolia:

http://www.youtube.com/watch?v=Rtaa7SfKQp4


http://www.youtube.com/watch?v=c98b63ASTLM