Люби меня, люби

5 октября отмечалась знаменательная дата в истории звукозаписи – 50 лет первому синглу Битлз, Love Me Do. Сегодня 9 октября, день рождения Джона Леннона, так что я могу с полным правом рассказать немного про эту интересную запись. Вернее, записи.
На днях произошел курьез – юбилейное переиздание Love Me Do, выпущенное компанией EMI, было изъято из продажи. Как сообщили представители компании, на пластинку по ошибке поместили НЕ ТУ запись.
Оплошность эта выглядит анекдотично по двум причинам. Во-первых, этот сингл – поворотный момент в истории ансамбля: во время его записи сформировался окончательный состав «Битлз», а сам он стал первой записью группы, попавшей в хит-парад. Во-вторых, записи (о которых я расскажу ниже) однажды уже были перепутаны.

Но обо всем по порядку.

Итак. «Битлз» впервые пришли на студию EMI на улице Эбби-Роуд 6 июня 1962 года для пробной записи. Они были в составе, в котором выступали последние годы и добились известности у себя на родине в Ливерпуле и в других городах английского Севера – Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Пит Бест.

(на фото слева направо - Пол Маккартни, Джон Леннон, Пит Бест, Джордж Харрисон)


Они исполнили несколько номеров, в том числе и Love Me Do – кстати, одну из первых песен, написанных дуэтом Леннон-Маккартни.
Вот запись песни, сделанная 6 июня (вышла в 1995 году на The Beatles Anthology Vol. 1)

http://www.youtube.com/watch?v=i1mgIZrlLSE


Продюсер Джордж Мартин остался недоволен игрой барабанщика Пита Беста. Вскоре после записи он позвонил в Ливерпуль и сообщил, что запись придется переделать и что для следующей сессии он позовет «профессионального ударника».
Судя по всему, Пит Бест и правда не хватал звезд с неба. Это слышно как на записи Love Me Do, так и на более ранних – например, с прослушивания на фирме Decca.

http://www.youtube.com/watch?v=LhdCiRCj6KU


Надо сказать, что менеджер группы Брайан Эпстайн потратил столько времени на поиск продюсера, который согласился бы попробовать поработать с «Битлз», что не собирался упускать этот шанс. Леннон, Маккартни и Харрисон впоследствии утверждали, что Пит всегда был одиночкой и особой дружбы с ними не водил, что барабанщик, который пришел на замену Бесту, уже был «одним из них» и т. п.
Так это было или нет, мы уже не узнаем. Но Пит Бест был уволен.
На его место пригласили Ринго Старра, известного в Ливерпуле барабанщика, участника одной из лучших групп Мерсисайда – Rory Storm and the Hurricanes.


С Ринго они и правда к этому времени приятельствовали – им доводилось часто делить сцену в Ливерпуле и в Гамбурге и даже пару раз играть вместе (кстати, о своих впечатлениях от Гамбурга, в том числе битловского, вчера написалаКира Ромашко).

В общем, 4 сентября группа снова приехала в Лондон, на этот раз в новом составе, и снова сыграла Love Me Do. Но все опять пошло не так – игра Ринго не удовлетворила звукоинженеров (особенно им не нравился, почему-то, звук бас-барабана). В результате на записи, сделанной тот день, «бочки» и правда почти не слышно, да и остальные барабаны, как говорится, «утоплены»:

http://www.youtube.com/watch?v=mzf6tQS8wc8

(эта версия вышла на сборнике Past Masters в 1988 году)

В общем, вы уже поняли – Джордж Мартин не пришел в восторг и от Ринго. Следующая сессия была назначена на 11 сентября, и на нее продюсер пригласил того самого «профессионального ударника» – шотландца Энди Уайта. Ринго был обескуражен – теперь меняют и его! Тем не менее он взял себя в руки и взял в руки тамбурин. По тамбурину, собственно, и различают обычно вторую и третью запись песни.

http://www.youtube.com/watch?v=gCU-JM6sPxU


Именно эта запись и оказалась на сингле, ставшем первым попаданием Битлз в хит-парад (она поднялась до 17-й строчки), а затем и на дебютной долгоиграющей пластинке – Please Please Me.
Но все не так просто! Битловедческая литература утверждает, что на первых экземплярах сингла была выпущена (по ошибке?) вторая версия сингла, с Ринго на ударных. Затем ошибку исправили и стали печатать версию с Энди Уайтом.
Спустя 50 лет история повторилась с точностью до наоборот. В 50-летнюю годовщину Love Me Do компания EMI как будто решила восстановить справедливость и собиралась выпустить версию с Ринго, но все напутала, напечатав коллекционное издание со всем известной версией с сессионным барабанщиком.

Как ни странно, про эту незатейливую около-блюзовую песню можно еще много чего рассказать – например, как Пол Маккартни боялся петь рефрен «Love me doooo», или про то, что Леннон играл на ворованной губной гармошке. Но, пожалуй, в другой раз.

Жестокое танго

nicostrada
Продолжу рассказ о встреченных мною интересных музыкантах (в прошлый раз я написал пару слов о монголах).
Сегодня мы переместимся на другую сторону Земли – в Южную Америку, в Аргентину. Иначе говоря – на родину танго, знаменитого танца и музыки.
Я, ей-богу, не буду даже и замахиваться на описание этого масштабнейшего культурного явления. На одном только нашем сайте есть немало материалов, посвященных танго: два выпуска телепрограммы «Вокруг Света» (рази два), рассказ о Буэнос-Айресе «Город с привкусом танго», статья «Танго: бесконечная возможность», а также новостные заметки «Родину танго нашли под землей» (про древнее кафе, где зародилась эта культура) и «Танго как ценность» (о списке нематериального наследия ЮНЕСКО).

Музыканты, благодаря которым я полюбил танго – это аргентинский ансамбль Violentango (вот их сайт). Свою группу они назвали в честь композиции Астора Пьяццоллы, одного из главных деятелей танго XX века, создателя «нового танго», а также исполнителя на бандонеоне.

http://www.youtube.com/watch?v=SkG7gVZvH7w

"Violentango", Астор Пьяццолла, 1974 год.

Бандонеон, пожалуй, это тот инструмент, без которого сложно представить себе настоящее танго. Это разновидность гармони из семейства концертин, изобретенная в XIX веке в Германии (создателя его звали Генрих Банд) и завезенная тогда же в Аргентину. Там бандонеон быстро завоевал себе место в ставшем классическом «лайн-апе» ансамбля танго – фортепьяно, контрабас, две скрипки и два бандонеона (orquesta tipica).

Pavel Krok

Надо сказать, что бандонеон совсем не прост в обращении. Кнопки издают разный звук при сжатии и растягивании мехов, и расположены, как правило, не хроматически (нота за нотой), а так, чтобы музыканту было удобно играть аккорды - инструмент задумывался как аккомпанирующий. (На этом видео, начиная с 4:35, можно увидеть, как играются на бандонеоне 12 нот первой октавы – ужас.)

Бандонеон – главное действующее лицо и в музыке группы Violentango. На нем играет бородатый молодой человек по имени Адриан Рухьеро. Кроме того, у них в составе две гитары, акустический бас и перкуссия (в основном, кахон – еще один чудесный инструмент, представляющий из себя не что иное, как ящик).

Итак, собственно, Violentango:
http://www.youtube.com/watch?v=QcAj8pGUokI

"Barceluna", Violentango

http://www.youtube.com/watch?v=CZKk4Ggu_gY

"El viejo se nos fue", Violentango & Fede Torres

Я познакомился с ними на фестивале в Апулии, который длился около 10 дней. Каждый день музыканты приезжали в новый город и выступали одновременно на нескольких открытых сценах, расположенных метрах в 150-200 друг друга.
Violentango неизменно выходили на сцену поддатыми, во время выступления шутили и переговаривались друг с другом. Первое впечатление, короче говоря, было не очень восторженным.
Но в один из дней мне довелось услышать их сет целиком, и все переменилось. Агрессивные, жесткие, местами даже грязные звуки их музыки волновали и рвали душу, порождая в мозгу какие-то безумные картины – Причерноморье, степь, ветер и стук копыт. Затем все снова менялось – музыка становилась печальной и меланхоличной, по пути приобретая родные романсовые гармонии, и бандонеон начинал пронзительно петь о чем-то неизбывном. Затем обратно, и затем снова, и так далее.

Вряд ли эти аргентинцы бывали в Причерноморской степи – возможно, в тот момент они думали о родных пампасах. На самом деле вряд ли – в танго каждый тоскует о чем-то своем. Но как же прекрасна эта тоска.

Напоследок еще одно видео - с того самого фестиваля. Вместо басиста с ними играла в тот момент милая девушка-виолончелист.

http://www.youtube.com/watch?v=SSzbbYJkQkE

"Libertango", Violentango

Трансмонголия

Adagio
Однажды мне довелось побывать (и даже немножко поиграть самому) на небольшом европейском музыкальном фестивале, где выступали исполнители со всего мира. Назывался он La Ghironda и проходил на юге Италии, в области Апулия, которая известна, в частности, благодаря причудливым домикам трулли.
Фестиваль этот стал для меня, как написал бы Довлатов, крупнейшим источником познания жизни – за несколько дней я услышал множество прекрасной и совершенно разнообразной музыки, отправившей меня в воображаемое путешествие, не могу удержаться, вокруг света.
Одним из главных открытий (для необразованного меня) стал монгольский ансамбль Hosoo & Transmongolia. Хосоо – это руководитель коллектива, состав же «Трансмонголии», видимо, меняется время от времени.

У монгольской музыкальной традиции есть ряд отличительных аспектов.
Первый – это горловое пение, распространенное и у других народов, живущих по соседству с монголами. В России, например, известно тувинское горловое пение. Сложно разобраться (да и едва ли возможно), кто первый стал использовать эту сложную технику – вернее, систему техник, отличающихся друг от друга некоторыми тонкостями. Для обозначения горлового пения как такового в этом регионе часто используется слово хоомей (так еще называют один из стилей). Поскольку на звание изобретателей хоомея, как водится, претендуют и тувинцы, и монголы, и (подозреваю) другие их соседи, мы оставим этот вопрос за скобками.
Самое потрясающее в горловом пении – это способность исполнителя извлекать две (а то и три) ноты одновременно. Дело в том, что певец, владеющий этой техникой, способен заставить отчетливо звучать обертона основной, низкой ноты. Эти обертона обычно – очень высокий звук, который человек (по крайней мере, взрослый мужчина) не способен издать обычным способом.
Результат звучит вот так (Хосоо исполняет известный церковный гимн Amazing Grace):

http://www.youtube.com/watch?v=3xUIdNSiNKk


Другая отличительная черта – это традиционные инструменты. Прежде всего – моринхур (или морин хуур), двухструнный смычковый инструмент, современные модификации которого внешне немного напоминают европейскую семью смычковых инструментов (благодаря «эфам», f-образным отверстиям в корпусе). Интересно, что струны, в отличие от скрипки, виолончели и родственников, не прижимаются к грифу – напротив, исполнитель засовывает палец между струной и грифом. Посмотреть, как это делается можно в этой серии видеоуроков. Головку грифа моринхура украшает деревянная голова лошади (морин, если верить википедии, значит "лошадиный";).

Своеобразный mission statement ансамбля «Хосоо и Трансмонголия» можно найти на сайтепевца, в разделе Transmongolia. Вот цитата оттуда - “Hosoo Transmongolia gives nature a voice and brings the expanse of the steppe to the concert hall” (т. е. примерно «Хосоо Трансмонголия дает природе голос и переносит широту бескрайней монгольской степи в концертный зал»).

Несмотря на некоторый пафос этих слов, не могу сказать, что они не имеют под собой основы – в этой музыке можно найти и степь, и горы, и все что угодно еще, от табунов лошадей до караванов верблюдов. Эта музыка, безусловно, на любителя, но мой пример показывает, что любителем может оказаться каждый.

А теперь, собственно, Hosoo & Transmongolia:

http://www.youtube.com/watch?v=Rtaa7SfKQp4


http://www.youtube.com/watch?v=c98b63ASTLM

День рождения хит-парадов


72 года назад американский журнал Billboard начал еженедельно публиковать хит-парад синглов Music Popularity Chart.

Читать подробнее...

Можно ли заглянуть внутрь музыки? часть 1

Начну издалека. Музыка (по-моему) – самое невероятное из искусств. В том смысле, что совершенно невозможно понять, как она работает. Почему те или иные звуки тем или иным образом воздействуют на эмоции слушателя?  

Читать подробнее...

Страницы: Пред. | 1 | 2 |