Люби меня, люби

5 октября отмечалась знаменательная дата в истории звукозаписи – 50 лет первому синглу Битлз, Love Me Do. Сегодня 9 октября, день рождения Джона Леннона, так что я могу с полным правом рассказать немного про эту интересную запись. Вернее, записи.
На днях произошел курьез – юбилейное переиздание Love Me Do, выпущенное компанией EMI, было изъято из продажи. Как сообщили представители компании, на пластинку по ошибке поместили НЕ ТУ запись.
Оплошность эта выглядит анекдотично по двум причинам. Во-первых, этот сингл – поворотный момент в истории ансамбля: во время его записи сформировался окончательный состав «Битлз», а сам он стал первой записью группы, попавшей в хит-парад. Во-вторых, записи (о которых я расскажу ниже) однажды уже были перепутаны.

Но обо всем по порядку.

Итак. «Битлз» впервые пришли на студию EMI на улице Эбби-Роуд 6 июня 1962 года для пробной записи. Они были в составе, в котором выступали последние годы и добились известности у себя на родине в Ливерпуле и в других городах английского Севера – Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Пит Бест.

(на фото слева направо - Пол Маккартни, Джон Леннон, Пит Бест, Джордж Харрисон)


Они исполнили несколько номеров, в том числе и Love Me Do – кстати, одну из первых песен, написанных дуэтом Леннон-Маккартни.
Вот запись песни, сделанная 6 июня (вышла в 1995 году на The Beatles Anthology Vol. 1)

http://www.youtube.com/watch?v=i1mgIZrlLSE


Продюсер Джордж Мартин остался недоволен игрой барабанщика Пита Беста. Вскоре после записи он позвонил в Ливерпуль и сообщил, что запись придется переделать и что для следующей сессии он позовет «профессионального ударника».
Судя по всему, Пит Бест и правда не хватал звезд с неба. Это слышно как на записи Love Me Do, так и на более ранних – например, с прослушивания на фирме Decca.

http://www.youtube.com/watch?v=LhdCiRCj6KU


Надо сказать, что менеджер группы Брайан Эпстайн потратил столько времени на поиск продюсера, который согласился бы попробовать поработать с «Битлз», что не собирался упускать этот шанс. Леннон, Маккартни и Харрисон впоследствии утверждали, что Пит всегда был одиночкой и особой дружбы с ними не водил, что барабанщик, который пришел на замену Бесту, уже был «одним из них» и т. п.
Так это было или нет, мы уже не узнаем. Но Пит Бест был уволен.
На его место пригласили Ринго Старра, известного в Ливерпуле барабанщика, участника одной из лучших групп Мерсисайда – Rory Storm and the Hurricanes.


С Ринго они и правда к этому времени приятельствовали – им доводилось часто делить сцену в Ливерпуле и в Гамбурге и даже пару раз играть вместе (кстати, о своих впечатлениях от Гамбурга, в том числе битловского, вчера написалаКира Ромашко).

В общем, 4 сентября группа снова приехала в Лондон, на этот раз в новом составе, и снова сыграла Love Me Do. Но все опять пошло не так – игра Ринго не удовлетворила звукоинженеров (особенно им не нравился, почему-то, звук бас-барабана). В результате на записи, сделанной тот день, «бочки» и правда почти не слышно, да и остальные барабаны, как говорится, «утоплены»:

http://www.youtube.com/watch?v=mzf6tQS8wc8

(эта версия вышла на сборнике Past Masters в 1988 году)

В общем, вы уже поняли – Джордж Мартин не пришел в восторг и от Ринго. Следующая сессия была назначена на 11 сентября, и на нее продюсер пригласил того самого «профессионального ударника» – шотландца Энди Уайта. Ринго был обескуражен – теперь меняют и его! Тем не менее он взял себя в руки и взял в руки тамбурин. По тамбурину, собственно, и различают обычно вторую и третью запись песни.

http://www.youtube.com/watch?v=gCU-JM6sPxU


Именно эта запись и оказалась на сингле, ставшем первым попаданием Битлз в хит-парад (она поднялась до 17-й строчки), а затем и на дебютной долгоиграющей пластинке – Please Please Me.
Но все не так просто! Битловедческая литература утверждает, что на первых экземплярах сингла была выпущена (по ошибке?) вторая версия сингла, с Ринго на ударных. Затем ошибку исправили и стали печатать версию с Энди Уайтом.
Спустя 50 лет история повторилась с точностью до наоборот. В 50-летнюю годовщину Love Me Do компания EMI как будто решила восстановить справедливость и собиралась выпустить версию с Ринго, но все напутала, напечатав коллекционное издание со всем известной версией с сессионным барабанщиком.

Как ни странно, про эту незатейливую около-блюзовую песню можно еще много чего рассказать – например, как Пол Маккартни боялся петь рефрен «Love me doooo», или про то, что Леннон играл на ворованной губной гармошке. Но, пожалуй, в другой раз.

Внутренняя канавка Сержанта Пеппера

Не секрет, что особенности носителя информации непосредственно влияют на саму информацию. Мы сталкиваемся с этим, например, у себя в редакции путеводителей.

Читать подробнее...

Можно ли заглянуть внутрь музыки? часть 2

Итак, недавно любителям «Сержанта Пеппера» улыбнулась удача: в сеть попали «мультитреки» четырех песен с альбома. Что такое мультитрек?

Читать подробнее...

Можно ли заглянуть внутрь музыки? часть 1

Начну издалека. Музыка (по-моему) – самое невероятное из искусств. В том смысле, что совершенно невозможно понять, как она работает. Почему те или иные звуки тем или иным образом воздействуют на эмоции слушателя?  

Читать подробнее...

45 лет Сержанту Пепперу

У любителей рок-музыки всего мира сегодня праздник. 1 июня 1967 года, в первый день Лета Любви, вышел в свет восьмой альбом The Beatles – Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. За прошедшие 45 лет про него было сказано и написано столько, что вряд ли можно добавить что-то еще, однако этот юбилей – хороший повод поговорить про музыку и про звукозапись.