"Душечки" Эстремадуры.


Вернулась из поездки в городок Фрехеналь-де-ла-Сьерра (Fregenal de la Sierra) в провинции Бадахос.  Ездила просто так, в гости к друзьям и заодно «поболеть» за С.-Петербургский ансамбль народного танца, принимающий участие в ежегодном интернациональном культурном фестивале. Фрехеналь – типичный городок Эстремадуры: главная площадь с выбеленной мэрией, за которой возвышается крепостная стена старинного замка. В его стенах – площадь, предназначенная для корриды (Plaza de Toros), на башенках замка и церкви – гнёзда многочисленных аистов.


Субботнее утро здесь начинается с традиционного завтрака Churros con chocolate – это такие жареные в кипящем масле трубочки, которые макают в горячий шоколад. Вкусно!

Затем, в полдень (два раза в год: в дни Пасхи и чествования Святой покровительницы города) – праздничная процессия со всеми причитающимися атрибутами: барабанщики, звонари, всё мужское население города, от мала до велика облачается в местное праздничное одеяние, состоящее из белой рубахи, белой же юбочки с оборочками, красного пояса и короны из цветов. Мы с друзьями поначалу позабавились, наблюдая за парнями двухметрового роста, дефилирующими в этих самых юбочках с самыми серьёзными лицами. Но потом, когда на колокольню поднялся звонарь, и из церкви вышла торжественная нарядная процессия, мы тоже прониклись незаурядностью момента. Женщины утирали слёзы радости кружевными платочками.


Кстати, о женщинах Эстремадуры, глядя на них, невольно вспоминаешь чеховскую Душечку. Эти женщины в молодости живут интересами мужа, затем – интересами детей и внуков, на мой взгляд, общеиспанский матриархат обошел стороной Эстремадуру. Если в рассказе русского классика некоторые  слова заменить на испанские, то просто диву даёшься, до чего точно описание местных кумушек! Вот, к примеру, цитата: «Какие мысли были у мужа, такие и у неё. Если он думал, что  в  комнате жарко или что дела теперь стали тихие (crisis), то так думала и она. По субботам ходили ко всенощной, в праздники к  ранней обедне и, возвращаясь из церкви, шли рядышком, с умилёнными лицами, от обоих  хорошо пахло, и её шёлковое платье  приятно  шумело (женщины эстремадуры по сей день носят платья, а не общеевропейские джинсы);  а  потом  пили  чай  со сдобным хлебом и с разными вареньями, потом  кушали  пирог (churros con chocolate) . Каждый  день  в полдень во дворе и за воротами  на  улице  вкусно  пахло  борщом (cocido estremeno) и  мимо  ворот  нельзя  было пройти без того, чтобы не захотелось есть.
- Ничего, живём хорошо, - говорила Оленька знакомым, - слава богу.  Дай
бог всякому жить, как мы с Васечкой (читай, с Jose)».
Но, с другой стороны, эстремадурские «мачо» ни шагу не могут ступить без своих «душечек». Если случится вдруг матери семейства уехать на неделю к родственникам в соседнюю провинцию, для мужчины рушится мир! Единственное спасение – рыбалка. Благо в водохранилищах нет недостатка. Ушли в прошлое  проблемы с водой. Активное строительство водохранилищ в Эстремадуре, которое велось в 1950-х годах по прямому указанию Франко, принесло свои плоды. Испанцы даже утверждают, что теперь Эстремадура, не имеющая выхода к морю, благодаря искусственным водоёмам имеет самую протяжённую в стране береговую линию.
Главные реки области – Гвадиана (Guadiana) и Тахо (Tajo), водохранилища – Эмбальсе-де-Алькантара (Embalse de Alcantara), Эмбальсе-де-Вальдеканьяс (Embalse de Valdecanas) и др. Если не знать, что водоёмы – искусственные, их можно принять за необыкновенной красоты горные озёра. Вообще, водохранилища Испании – это отдельный разговор: на дне одного из них покоится церковь, её башенки появляются над водой в засушливые месяцы, в другом – «живая» вода, залечивающая раны (так считают местные жители), но об этом как-нибудь в другой раз. А сейчас давайте вернёмся во Фрехеналь.


Закрытие фестиваля, объявление победителей. Третий год подряд побеждает русский ансамбль, хотя, это довольно условно, потому что в прошлом году победа досталась грузинскому коллективу, но для испанцев по-прежнему все выходцы из бывшего СССР – русские…
За стенами замка шумит обычный субботний вечер в провинции –  выпивка, умеренные гуляния, вдалеке концерт какой-то местной рок-группы. Ни с того ни с сего из-за стены гремит салют, подняв с гнёзд десятки курлыкающих аистов. В свете фонаря становится видна табличка на полной достоинства церкви XV века: «Переоборудование церкви Святой Марии в Центр виртуальной культуры. Финансируется Европейским союзом». Вот так: культура остаётся, только теперь она будет виртуальной. Времена меняются.