Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

4 апреля 2020

В конце февраля — начале марта на льду озера Байкал состоялось сразу два невероятных мероприятия, привлекших к себе внимание авто- и мотогонщиков всего мира. «Байкальская миля» собрала спортсменов на восточном берегу озера недалеко от Улан-Удэ, предоставив им возможность продемонстрировать свои самые разнообразные и необычные транспортные средства. «Дни скорости на льду Байкала», наоборот, прошли около острова Ольхон со стороны Иркутска и стали классическим в своем понимании спортивным событием по установлению рекордов скорости. Там Байкал, здесь Байкал... Кажется, можно запутаться? Чтобы этого не случилось, попробуем для начала рассказать об отличиях.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Там Байкал, тут Байкал... В чем разница?

Различать события проще всего по названию («Дни скорости на Байкале» и «Байкальская миля») и по географии (Россия, Бурятия), но имеются и другие отличия, и прежде всего это задачи, которые ставят перед собой организаторы.

«Дни Скорости на льду Байкала» — мероприятие прежде всего спортивное, нацеленное на проведение рекордных попыток на природном льду водоема. Установление рекордов скорости считается одной из дисциплин автоспорта наряду с ралли, картингом, кольцевыми гонками и другими. Международная и Российская автомобильные федерации разработали регламент проведения подобных заездов еще несколько десятков лет тому назад.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Для этих целей организаторы «Дней скорости» подготавливают специальную трассу в соответствии с официальными требованиями, проводят рекордные попытки и осуществляют замеры при участии представителей РАФ и других официальных организаций.

Расписание мероприятия, участники заездов, автомобили — все это заранее зафиксировано и согласовано, единственный элемент случайности может внести погода или какое-то чрезвычайное происшествие.

Организатором «Дней скорости» является компания LAV Productions и ее руководитель, телеведущий, журналист и рекордсмен Андрей Леонтьев. Впервые мероприятие было проведено в 2012 году!

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

«Байкальская миля» впервые состоялась в 2019 году и была организована по принципу «Фестиваля скорости» в американском Бонневилле, который проходит на высохших соляных озерах штата Юта. Принять участие в таком событии может практически любой гонщик, чье транспортное средство соответствует требованиям экологии, безопасности и некоторым техническим параметрам. В отличие от «Дней скорости», «Байкальская миля» — открытое массовое мероприятие, задуманное и осуществленное как авто- и мотофестиваль, где можно и покататься, и пообщаться, и познакомиться с единомышленниками.

Трассы для заездов здесь также подготавливаются с помощью геодезистов, за безопасность отвечают опытные специалисты в данной области, но поскольку все рекорды заносятся преимущественно в «Книгу рекордов Байкала», которую придумали сами организаторы, и иногда в Книгу рекордов России, то требования к процедуре намного мягче, а процесс проходит гораздо быстрее.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Организаторами «Байкальской мили» выступают известный кастом-байкер и владелец ателье Fine Custom Mechanics Сергей Мальцев и не менее известный мотопутешественник и организатор выставок «Мотозима» и «Мотовесна» Дмитрий Хитров.

Рекорды скорости — история

Люди стремились оказаться самыми быстрыми даже тогда, когда автомобилей не было и в помине. Первый официально зафиксированный рекорд был установлен на велосипеде: 20 миль в час (примерно 32 км/ч)! Что же касается автомобилей, то здесь пальма первенства принадлежит французскому гонщику графу Гастону де Шаслу-Лоба: в 1898 году он разогнал свой электромобиль до скорости в 63 км/ч! Не отставала от всего мира и Россия. В 1913 году на Волховском шоссе под Санкт-Петербургом господин Хернер на гоночном «Бенце» поставил последний в истории царской России рекорд скорости с хода, который составил 201 км/ч.

Сейчас, конечно, мир ушел далеко вперед, в том числе и благодаря технологиям, позволяющим конструировать и строить рекордные автомобили в специальных аэродинамических корпусах и с двигателями, работающими на ракетном топливе. Но, несмотря на все развитие технологий, абсолютный рекорд скорости на наземном управляемом транспортном средстве был показан на дне высохшего озера штата Невада на реактивном автомобиле Thrust SSC англичанином Энди Грином еще в 1997 году и до сих пор не был побит: 1227,986 км/ч. А одной из самых известных в мире природных рекордных площадок считаются соляные озера Бонневилля.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

В России тоже были свои соляные озера. Так в начале 1960-х годов таким полигоном для рекордных заездов было озеро Баскунчак в Астраханской области. Когда оно пересыхало, поверхность на его дне становилась ровной благодаря соляной корке. За три года там было установлено 29 всесоюзных рекордов скорости (19 из них превосходили международные), в том числе абсолютный всесоюзный рекорд — 311,4 км/ч (1963 год, И. Тихомиров, «Пионер-2»). Позже в связи с расширением добычи соли на озере и последовавшим ухудшением гидрогеологической обстановки поверхность дна стала непригодной для рекордных заездов.

Что же могло стать альтернативой площадке размером в много километров с твердой поверхностью? Один из самых распространенных, хоть и сезонных вариантов, — природный лед.

Экология

Байкал — самое глубокое озеро на планете, самое большое пресноводное озеро на континенте и много еще самого-самого. Но главное, что Байкал — это уникальный мир флоры и фауны: установлено, что в озере и около него обитает 2630 разновидностей животных и растений, и 2/3 из них — эндемики, то есть существуют только здесь. Поэтому наша главная задача — охранить этот мир, но значит ли это, что ни на озере, ни вокруг него нельзя осуществлять никакой деятельности? Не совсем так. Важно следить за тем, чтобы эта деятельность не наносила вред озеру, соблюдать экологические законы и не допускать нарушений.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Вокруг Байкала расположено много населенных пунктов, что естественно. Есть дома отдыха, рыболовецкие базы, да и тех, кто отдыхает дикарем, тут тоже немало. Каждый год зимой на Байкале открываются ледовые переправы, которые существуют, по упоминаниям историков, на протяжении последних трех с лишним веков. Сначала по ним передвигались на санях, затем и на автомобилях. Уровень их экологичности и сейчас, к сожалению, далеко не всегда соответствует требованиям. Впрочем, корабли и моторные лодки также используют топливо, которое может попадать в озеро. Байкал — огромная экосистема, способная «переварить» некоторое количество сторонних веществ, и наша задача — минимизировать их объем.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Организаторы мероприятий, подобных «Байкальской миле», относятся к экологии с полной ответственностью. Для наблюдения за экологической безопасностью они приглашают специалистов, в том числе из «Центра развития ВХК Минприроды России» и «Ледовых капитанов Байкала», а также создают специальный экологический патруль, ведущий наблюдение за состоянием техники и помогающий предотвращать утечки технических жидкостей. Каждый день после заездов специальный автомобиль проезжал по гоночным трассам, собирая кусочки отколовшегося пластика, карбона и прочие «последствия» заездов, и это не пустые слова. Чтобы посмотреть, как это происходит, мы присоединились к экологическому патрулю и вместе очищали лед от мусора. То же происходило и во всех зонах, где проводились мероприятия.

Все результаты жизнедеятельности тщательно собираются, упаковываются и вывозятся за пределы озера. Все технические жидкости находятся в герметичных сосудах. Любой технический процесс осуществляется на специальном дополнительном покрытии. Поэтому будьте спокойны: организаторы относятся к природе со всей ответственностью.

Подготовка

Опасно ли проводить заезды на льду Байкала? Нет, если при подготовке обратиться к специалистам. Ведь толщина льда зимой составляет целый метр, а угрозу могут представлять трещины или торосы, избежать которых помогут люди, посвятившие жизнь изучению сложного, опасного и столь непохожего на остальной, льда Байкала.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Подготовка начинается с разведки, которая может занять и месяц, и два. Перед разведчиками стоит задача — найти ровную льдину, без торосов, разломов и щелей длиной примерно 15 и шириной порядка 5 километров. Лед изучают на предмет толщины и расположения, а также сейсмической опасности зоны, ведь глубочайшее озеро никогда не бывает абсолютно спокойно, и именно глубинное волнение приводит к разломам льда и возникновению торосов. Если площадка полностью устраивает разведчиков, то начинается подготовка и разметка трассы, и для этого привлекают специалистов по геодезии.

Геодезисты размечают трассу с точностью до миллиметра. На мерном километре, на входе и выходе устанавливаются датчики хронометража. По правилам FIA , которыми руководствуются организаторы «Дней скорости», пилот должен проехать по трассе в обе стороны: это исключает влияние попутного ветра.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Далее начинается непосредственная подготовка трассы: очистка ее от снега, срезка снежных переметов, которые на высокой скорости могут создать аварийную ситуацию. Также срезаются и ледовые стыки старых трещин. На всю эту работу уходит несколько дней, а затем официальные представители Российской автомобильной федерации проверяют трассу на соответствие всем условиям, включая безопасность, и выдают сертификат.

Большое влияние на рекордные попытки оказывают и метеорологические условия. Сильный ветер, особенно боковой, плохая видимость в случае метели — все это ведет к приостановке заездов.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Помимо трасс, на льду строят и лагерь, или городок. Его размеры зависят от количества участников и задействованных сотрудников. Здесь есть теплые помещения — юрты, палатки, а есть и просто навесы на случай снегопада, под которыми хранится техника.

В один предыдущих фестивалей «Дни скорости» несколько лет назад поднялся сильнейший ветер, который местные жители называют сарма по имени языческой богини. За несколько часов он полностью уничтожил построенный заранее лагерь, не оставив ни одной целой постройки. Пришлось начинать все заново.

«Байкальская миля»

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

В конце февраля во время «Байкальской мили» на льду около села Максимиха в этом году собралось свыше 120 участников, много гостей и журналистов. Были и европейцы из нескольких стран, а российские спортсмены приезжали из самых разных уголков страны.

Было много и детей. Прошлогодний пример девятилетнего Ярослава Карпушина вдохновил юных спортсменов. Самой маленькой стала шестилетняя москвичка Сильвия Павлова, семилетний Родион Дядя из Сочи и Сударушкины — Алексей (9 лет) и Виктория (7 лет). Сильвия Павлова показала скорость в 50 км/ч, и в следующем году собирается приехать снова, чтобы улучшить результат.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Но самое главное — техника, на которой участники выходили на ледовые старты, собралась настолько экзотичная, что и представить сложно! Помимо традиционных категорий вроде мотоциклы, автомобили, багги, здесь были представлены и вертолеты, и аэролодки, и унимото, и даже гусеничный транспорт. А объяснялось такое разнообразие очень просто: организаторы специально расширили технические требования, чтобы каждый Кулибин мог показать свое чудо техники.

Самыми необычными стали, пожалуй:

Веломобиль-стримлайнер, представляющий из себя капсулу с крышкой, внутри которой располагаеся человек, крутящий педали. Его максимальная скорость на финише составила 51,5 км/ч.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Аэролодка «Север», которую команда привезла своим ходом из Иркутска по байкальскому льду. На фестивале она смогла показать 155,91 км/ч, что намного ниже ее заявленной скорости. Но команда намерена в следующем году улучшить свой рекорд.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Гусеничный «Bentley Ультратанк» Константина Заруцкого, созданный на основе купе Bentley Continental GT с использованием кастомного гусеничного шасси. Во время «Байкальской мили» Книга рекордов России официально зафиксировала его скорость на дистанции в одну милю в 125,7 км/ч.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Вертолет Ми-8 в самой современной его модификации Ми-8/17/171А2, который изначально должен был проехать по дистанции без отрыва шасси, но затем участвовал в рекордных попытках на минимально допустимой высоте 20 метров. Его лучшая скорость составила 268,81 км/ч, что стало абсолютным рекордом фестиваля.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Два рамных внедорожника, «Алиса» и «Гиперион», построенных на базе советских автомобилей ГАЗ М-20 «Победа» и ГАЗ-М1. На дистанции 1 миля на «Алисе» был установлен рекорд скорости на льду 189,4 км/ч, а на «Гиперионе» — 173,4 км/ч.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Самым быстрым наземным транспортным средством стал мотоцикл BMW S1000RR под управлением Александра Мишкиниса, который на выходе с мили показал скорость в 262,8 км/ч.

«Наша задача была привлечь как можно больше участников и необычных транспортных средств, чтобы сделать фестиваль максимально интересным для всех. Мы хотим, чтобы каждый мог привезти сюда свое изобретение и попробовать свои силы на льду Байкала», — рассказал организатор Сергей Мальцев.

«Дни скорости на льду Байкала»

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

«Дни скорости» в этом году приняли эстафету «Байкальской мили» и продолжили ледовое сражение со скоростью и временем на замерзшем Байкале около острова Ольхон уже в первых числах марта. Собравшиеся здесь спортсмены ставили перед собой несколько задач: предпринять рекордные попытки на прямой, протяженностью в километр, с места и с хода, осуществить замеры на торможение с разных скоростей и провести 1000-километровый заезд на среднюю скорость.

Для этих целей организаторы привезли несколько автомобилей: Short Cut Classic , Subaru WRX STi на газобалонном оборудовании, Jaguar F-Pace , карт SODI RT8 и три новеньких Hyundai i30N . На последних и должна была состояться 1000-километровая гонка по льду.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Но накануне рекордных заездов ударил мороз, и утром градусники показывали ниже −30 °C. В таких условиях возникли проблемы с газобалонным оборудованием и скорость Subaru оказалась ниже той, что автомобиль демонстрировал на тренировках. И если накануне автомобиль под управлением Андрея Леонтьева показал максимальную скорость свыше 260 км/ч, то в день рекордного заезда не смог разогнаться свыше 237 км/ч.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Для водителей открытого автомобиля Short Cut и карта заезды по такому морозу вообще превратились в испытание. Даже скорость в 150 км/ч для пилота Short Cut Сергея Ларина в таких условиях стала серьезной проверкой: сильный встречный ветер, постоянно запотевающий от дыхания визор шлема, тонкий омологированный комбинезон — всё осложняло условия заезда.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Что касается Марии Леонтьевой на карте, чья максимальная скорость превысила 82 км/ч, то ей в полностью открытой машинке было и вовсе тяжело, и после заездов приходилось отогревать руки и ноги в отапливаемой юрте.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Илья Кашин на Jaguar F-Pace развил среднюю скорость с хода на дистанции в один километр более 200 км/ч, максимальная скорость превысила 220 км/ч.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Максим Леонов на Hyundai i30N развил среднюю скорость с хода на дистанции в один километр более 220 км/ч, максимальная скорость превысила 230 км/ч.

Зато кольцевая гонка, для которой была подготовлена специальная восьмикилометровая трасса, удалась на славу. Автомобили и пилоты в них чувствовали себя прекрасно, лед вел себя идеально, колея не образовывалась, сцепление было отличным, и в итоге средняя скорость в этой рекордной попытке существенно перекрывала предыдущие имеющиеся рекорды и превысила 110 км/ч.

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

«Нужно понимать, что все цифры, которые показывают автомобили на льду Байкала, напрямую зависят от погодных условий и состояния льда, — объяснил Андрей Леонтьев. — Температура воздуха, облачность, влажность, сила ветра и его направление — всё это влияет на коэффициент сцепления и непосредственно на управляемость и скорость автомобиля. Поэтому мы ни в коем случае не сравниваем технические возможности автомобилей и не соревнуем их между собой. Мы просто стараемся выжать максимум из себя и из машин в данный момент времени».

По толстому льду: как прошли «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала»

Рекордные попытки не считаются состоявшимися, пока не будут подтверждены РАФ и Книгой рекордов России, и происходит это не сразу. Для этого ответственные лица должны проанализировать все данные и убедиться, что они соответствуют действительности, а результаты не подверглись дополнительному влиянию со стороны. Однако первый и самый важный шаг сделан: рекордные попытки состоялись, цифры получены, и их значения внушают спортсменам и организаторам вполне закономерный оптимизм.

Фото: пресс-службы фестивалей «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала», официальный сайт проекта Bloodhound

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения