История: далекая-далекая галактика не сразу строилась

01AFE6Z2.jpg

Изначально картина, вышедшая в 1977 году, называлась просто «Звездные войны» и создавалась без расчета на сиквелы, но при работе над сценарием Лукас уже начал обдумывать серию фильмов о приключениях главного героя, Люка. После шумного успеха появились и средства, и запрос на продолжение. «Я сказал: „Ага, теперь получится снять еще два“, — вспоминал режиссер. — Все спрашивали: „А что еще ты будешь делать?“ Я отвечал: „Ну почему бы заодно не снять предысторию. Было бы интересно“. Вот откуда взялась идея начать с четвертого эпизода. Я просто прикинул: может быть, из этой предыстории выйдет три». В 1979 году дебютный фильм впервые был назван не «Звездные войны», а «Эпизод IV: Новая надежда»; в титрах заголовок переделали в 1981-м.

Таймлайн: в порядке очереди

Стандартный галактический календарь, по которому живут обитатели вселенной «Звездных войн», берет за точку отсчета битву при планете Явин (кульминацию первого фильма франшизы «Эпизод IV: Новая надежда»), при этом используются аббревиатуры ДБЯ (до битвы при Явине) и ПБЯ. Хронология событий в полнометражных «Звездных войнах» не совпадает с очередностью выхода этих фильмов на экраны.

Трилогия приквелов

(В ней показан жизненный путь джедая Энакина Скайуокера, а также события, приведшие к Галактической гражданской войне: падение Республики и возвышение Галактической империи.)

01AP4G1U.jpg

32 ДБЯ. «Эпизод I: Скрытая угроза», 1999 год, режиссер Джордж Лукас (в этом фильме появляются джедай Оби-Ван Кеноби и его ученик Энакин Скайуокер).

01A86TSM.jpg

22 ДБЯ. «Эпизод II: Атака клонов», 2002 год, режиссер Джордж Лукас.

19 ДБЯ. «Эпизод III: Месть ситхов», 2005 год, режиссер Джордж Лукас (в конце фильма рождаются Люк Скайуокер и принцесса Лея Органа).

Спин-оффы серии «Звездные войны: Антология»

MCDSOAS_EC078.jpg

13–10 ДБЯ. «Хан Соло. Звездные войны: Истории», 2018 год, режиссер Рон Ховард (похождения контрабандистов Хана Соло и Чубакки до того, как они познакомились с главными героями Оригинальной трилогии).

MCDROON_EC024.jpg

0 ДБЯ (в прологе показаны события за 13 лет до битвы). «Изгой-один. Звездные войны: Истории», 2016 год, режиссер Гарет Эдвардс (история о том, как чертежи Звезды смерти попали к повстанцам, противостоящим Галактической империи).

Оригинальная трилогия

(Приключения молодого пилота Люка Скайуокера, принцессы Леи Органы, а также Хана Соло и Чубакки в годы гражданской войны между повстанцами и Галактической империей.)

01AFE6YW-.jpg   01AZSM44-.jpg

0 ДБЯ — 0 ПБЯ. «Эпизод IV: Новая надежда», 1977 год, режиссер Джордж Лукас.

3 ПБЯ. «Эпизод V: Империя наносит ответный удар», 1980 год, режиссер Ирвин Кершнер.

4 ПБЯ. «Эпизод VI: Возвращение джедая», 1983 год, режиссер Ричард Маркуэнд.

Трилогия сиквелов

(Постаревшие герои и новое поколение персонажей втянуты в противостояние Первого ордена, наследника Империи, и Сопротивления.)

01AZSRN3.jpg   01AZSRMY.jpg   01AZSRN7.jpg

34 ПБЯ — «Эпизод VII: Пробуждение Силы», 2015 год, режиссер Джей Джей Абрамс (появляются новые главные герои: девушка с суперспособностями Рэй, бывший имперский штурмовик Финн, летчик По Демерон и перешедший на темную сторону ученик Люка, Кайло Рен).

34 ПБЯ — «Эпизод VIII: Последние джедаи», 2017 год, режиссер Райан Джонсон.

35 ПБЯ — «Эпизод IX: Скай уокер: Восход», 2019 год, режиссер Джей Джей Абрамс.

Фото: LUCASFILM / ALAMY, LUCASFILM / EVERETT COLLECTION (X2) / LEGION-MEDIA, LUCASFILM / DIOMEDIA (X10)