24 декабря 2019

Описания многих открытий звучат забавно, но «Вокруг света» сумел найти в них серьезную научную основу.

Кристалл и шампанское

Человек-паук против арахнофобии, щекотка для крыс и другие новые исследования

Что сделано? Французские физики открыли бутылку шампанского.

Зачем это сделано? Давление в бутылке шампанского в разы превышает атмосферное, но стоит выдернуть пробку, и они выравниваются за доли секунды. Сверхзвуковое расширение газов сопровождается резким охлаждением и появлением кристаллов, которые тут же снова исчезают в легкой дымке. Ученые показали, что чем теплее шампанское, тем эта дымка белее. С ростом температуры давление под пробкой увеличивается, и при открывании бутылки газы охлаждаются сильнее. В результате в них образуются более крупные кристаллы, лучше рассеивающие свет.

Призрак летящий

Человек-паук против арахнофобии, щекотка для крыс и другие новые исследования

Что сделано? Швейцарские биологи напугали грызунов чучелами хищных птиц.

Зачем это сделано? Сипухи ведут ночной образ жизни, но нижняя сторона их тела покрыта белыми перьями, заметными на фоне темного неба. Опыты, в ходе которых полевок «атаковали» чучелами сипух, показали, что такая окраска помогает охотиться при полной луне. Появление яркого «призрака» вводит жертву в ступор, и хищник с легкостью хватает перепуганную добычу.

Позитивные эмоции

Человек-паук против арахнофобии, щекотка для крыс и другие новые исследования

Что сделано? Европейские ученые из гуманизма пощекотали крыс.

Зачем это сделано? Большинство экспериментов по обучению лабораторных грызунов проводятся с негативной стимуляцией, такой как удары слабым током. Биологи решили проверить, можно ли использовать более щадящие методы. Они попробовали натренировать крыс с помощью позитивного подкрепления — щекотки. Опыты подтвердили, что животные обучаются связывать запах с приятным переживанием не хуже, чем со стрессовым.

А в это время...

Израильские психологи показали, что просмотр фильмов про человека-паука уменьшает проявления арахнофобии. Японские химики переработали жидкость, оставшуюся после приготовления супа рамен, в «экологичное» биотопливо. Американские изобретатели запатентовали коврик с заземлением для снятия статических зарядов с шерсти домашних животных.

Фото: NATURE PL, DREAMSTIME / LEGION-MEDIA, ISTOCK