26 августа 2019

Описания многих открытий звучат забавно, но «Вокруг света» сумел найти в них серьезную научную основу.

Порог без боли

Горчица для голых землекопов, грибы против комаров и другие новые открытия

Что сделано? Немецкие биологи натерли землекопов горчичным маслом.

Зачем это сделано? Голые землекопы нечувствительны ко многим видам боли, легко переносят контакт с кислотой и жгучим капсаицином перца. А южноафриканские землекопы-пескорои устойчивы даже к аллилгорчичному маслу, мощному действующему веществу хрена и васаби. Ученые выяснили, что у них подавлена активность передающих болевой сигнал белков. Это позволяет грызунам селиться возле агрессивных муравьев и не страдать от их атак.

Насекомая логика

Горчица для голых землекопов, грибы против комаров и другие новые открытия

Что сделано? Американские ученые показали осам цветные карточки.

Зачем это сделано? «Если слон больше кота, а кот больше мыши, то слон больше мыши» — для нас эта цепочка проста, но способны ли к таким построениям насекомые? Чтобы выяснить это, ос приучали выбирать одну из двух цветных карточек, например более светлую, а затем предъявляли новые пары. Осы перенесли правильные отношения и на них, справившись с задачей.

Живые отражения

Горчица для голых землекопов, грибы против комаров и другие новые открытия

Что сделано? Японские генетики вырастили «зеркальных» улиток.

Зачем это сделано? Ракушки обыкновенных прудовиков закручиваются по часовой стрелке. Обратное направление встречается редко и связывается с мутациями генов, определяющих развитие всего организма. Чтобы проверить это, биологи нарушили работу гена Lsdia1 и вырастили моллюсков, у которых не только раковины закручивались против часовой стрелки, но и внутренние органы располагались на противоположных сторонах, как у отражения в зеркале.

А в это время...

Китайские программисты собрали аудиобиблиотеку детских криков и плача, обучив нейросеть различать эмоции младенцев «на слух». Американские биологи получили генно-модифицированные грибы, выделяющие смертельный для малярийных комаров токсин. Британские экологи предсказали, что глобальное потепление приведет к уменьшению размеров животных.

Фото: DEWALD KLEYNHANS / UNIVERSITY OF PRETORIA, DR HIROMI TAKAHASHI OF THE KURODA LABORATORY, DIOMEDIA