Автогонки будущего: в гостях у Jaguar Racing на «Формуле E»

Автогонки будущего: в гостях у Jaguar Racing на «Формуле E»

Самое интересное — жить в то время, когда зарождается что-то новое, одна эпоха сменяет другую, а технологии из фантастических фильмов, которые еще десять-пятнадцать лет назад казались неосуществимыми, приходят в повседневную жизнь.

1.jpg

Соревнования новой гоночной серии «Формула E», где на старты выходят полностью электрические автомобили совершенно космического вида, выглядят как съемочная площадка очередного голливудского блокбастера. Но всё куда интереснее, ведь ты на реальных гонках!

Автомобили напоминают космолеты. Острые грани, геометрические формы, яркие и чистые цвета создают футуристическое впечатление, и зрителям это нравится. А развитие технологий и возможность продемонстрировать новые возможности вживую и на экранах нравится производителям.

«Формула Е» — что это вообще такое

Серия ABB FIA Formula Е в самом деле новая: зародилась она пять лет тому назад, что для автогоночного соревнования вообще не возраст. Основал ее испанец Алехандро Агаг, в прошлом политик и предприниматель, который в свое время работал с «Формулой-1». Смысл серии — в соревновании технологически новых гоночных автомобилей, работающих полностью на электричестве. Идея прижилась, и в 2014 году прошел первый этап. Более того, уже в свой первый сезон Formula E приезжала в Россию, где вокруг стен Московского Кремля прошел один из этапов.

2.jpg

Честно говоря, пять лет тому назад мало кто верил, что серия получит серьезное развитие или даже будет претендовать на то, чтобы стать конкурентом «Формулы-1». Многие технологии тогда были очень сырыми, например, аккумуляторной батареи хватало только на то, чтобы проехать половину гонки, так что во время обязательного пит-стопа пилоты пересаживались на другую, идентичную машину и продолжали заезд. Среди гонщиков тоже не было особо громких имен, и сюда приходили в основном те, кто не мог найти себе места в другой серии. Но среди автопроизводителей, планирующих выпуск электромобилей, Formula Е вызвала живой интерес: Audi и Renault, например, сразу заявили свои команды.

Главной спецификой электрических гонок стало проведение их не на автодромах, а на гоночных трассах, построенных из городских улиц — как это делает «Формула-1», скажем, в Монако. У таких соревнований есть большое преимущество с точки зрения логистики — зрителям не нужно тратить время, чтобы добраться до отдаленного автодрома. Всё рядом, в центре города.

4.jpg

С нового, пятого сезона (а проводят соревнования «Формулы Е» с осени и до лета, захватывая зиму в теплых странах и городах, чтобы заполнить тот зимний пробел, когда других гонок практически нет) многое изменилось. Теперь пилоты проводят всю гонку на одной машине, так как современные технологии позволяют создать аккумуляторы, способные работать в течение длительного времени. И еще в гонки пришли громкие имена и новые производители.

У «Формулы Е» есть своя аудитория, и она кардинально отличается от тех фанатов, кто ездит на «Формулу-1». Это понятно: здесь нет рева моторов, запаха топлива, взорвавшихся колес. По сравнению с бензиновыми гонками всё тихо и стерильно, но это не означает отсутствия борьбы, аварий, интриги и адреналина.

В пятом сезоне, который стартовал в декабре 2018 года, «Формула Е» может похвастаться тем, чего нет фактически ни у одной другой европейской или международной серии за исключением, пожалуй, американского «Индикара»: за первые восемь гонок сезона на высшую ступеньку подиума поднималось восемь различных пилотов, и сейчас, когда сезон уже на исходе, победитель так и не определен — как минимум пять гонщиков борются за титул, что лишь повышает общее напряжение.

5-.jpg

То же касается и команд, и автопроизводителей, которые сражаются не только за победу в командном зачете, но и за конечного клиента: автоспорт всегда был самой лучшей площадкой для рекламы собственного товара. Именно поэтому им интересна серия, которая продвигает современные технологичные автомобили. Так, уже на второй год к «Формуле E» присоединился еще один производитель — французская компания DS, а на третий — компания Jaguar, которая на тот момент выпускала на рынок абсолютно новую модель электрического кроссовера Jaguar I-Pace и была заинтересована в его продвижении. К пятому сезону Renault, полностью сконцентрировавшиеся на «Формуле-1», самозаменились на сестринский бренд Nissan, а пятым производителем в «Формуле E» стали BMW. И вот, наконец, в этом сезоне объявлено, что в гонку приходит еще два серьезных игрока — Porsche и Mercedes. Кажется, в этом году здесь станет тесно и жарко!

«Ягуар» вышел на охоту

Jaguar Racing — одна из самых легендарных гоночных команд, которые когда-либо существовали в этом мире, с ее долгой историей могут соперничать лишь единицы.

6.jpg

Золотой век Jaguar Racing пришелся на период с 1984 по 1993 годы, когда команда трижды выигрывала World Sportscar Championship и серию IMSA GT, а также суточные марафоны в Дайтоне и Ле-Мане.

История участия команды в «Формуле-1» оказалась не столь блистательна, да и чистопородными «Ягуарами» формульные автомобили не были: команда была названа Jaguar Racing исходя из задач, которые ставил перед собой Ford по продвижению принадлежавшего ему в те времена премиального британского бренда. На самом же деле в тех формулах ничего от «Ягуаров» не было: двигатели «Косворт», да и инженеры были приглашены со стороны.

Пять сезонов команда пыталась стать конкурентоспособной и войти в борьбу за подиум, но из-за слабого финансирования (а серьезно вкладываться в «Формулу-1» Ford не намеревался) высоких результатов добиться так и не удалось, какие бы громкие имена ни приглашали в руководство. В итоге в 2004 году команда была продана компании Red Bull, а Jaguar практически прекратили участие в гонках, лишь изредка принимая участие в кузовных чемпионатах.

Решение вновь вернуться в автоспорт было для производителя непростым, и для этих целей была выбрана именно «Формула Е» как новая, технологичная серия с большим будущим. В любом случае «Ягуарам» нужно было входить в любую историю с нуля, так как за прошедшие годы потеряно было многое, а развитие электротранспорта и появление собственных технологий и продукта делало проект для Jaguar особенно привлекательным. Так что в 2016 году было объявлено, что Jaguar Racing под титульным спонсорством Panasonic примут участие в третьем сезоне «Формулы E».

  • Первое поколение электрических формул не обладало достаточной емкостью батарей, чтобы ехать всю гонку от старта до финиша

Теперь важной задачей было определиться с составом пилотов. На предсезонные тесты были приглашены сразу несколько звезд различных гоночных серий: Адам Кэролл, чемпион серии А1 GP; Гарри Тинкнел, одержавший победу в Ле-Мане; Митч Эванс, который в 2014–2015 годах выступал в «Формуле-2» за российскую команду Russian Time вместе с Артемом Маркеловым, а затем за Campos и теперь искал контракт на следующий сезон; Алекс Линн, выступавший в Чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC). После серии тестов и переговоров Jaguar Racing подписали Адама Кэрролла и Митча Эванса.

Первый сезон в «Формуле Е» был непростым: в командном зачете Jaguar Racing стали лишь десятыми из 12-ти, но Адам Кэрролл установил своеобразный рекорд, сумев финишировать во всех гонках. И это было крайне важно: значит, производитель создал хорошую и надежную машину.

8.jpg
Митч Эванс

Проведя в команде всего один сезон, Кэрролл перешел в другую серию, и на его место пригласили бразильского пилота Нельсона Пике-младшего, который прославился тем, что стал чемпионом «Формулы Е» в ее первом же сезоне 2014–2015 годов. Митч Эванс сохранил свое место в команде, и именно он, а не бразилец, стал тем, кто принес Jaguar Racing первый подиум и первую поул-позицию, став седьмым по итогам сезона. Пике же оказался разочарованием для команды: ни одного подиума и пять сходов в течение сезона стали не совсем тем результатом, которого от него ожидали. Тем не менее ему дали еще один шанс — уже в текущем сезоне, — но когда за шесть этапов Нельсиньо принес команде всего одно очко, терпение у руководителей лопнуло, контракт с Пике был расторгнут, и начиная с E-Prix Рима за руль второго Ягуара сел британец Алекс Линн, который ранее уже выступал в «Формуле E» за команду Virgin.

E-Prix Рима стал важным моментом в истории команды: у Jaguar Racing изменился состав, но именно тут они одержали свою первую победу. Ее им принес все тот же Митч Эванс.

Берлин, наши дни

Именно так обычно пишут в кинофильмах, когда действие перескакивает из одного времени в другое. И так автор этого репортажа восприняла свое появление в царстве технологий, когда оказалась на этапе «Формулы Е» в Берлине, куда попала по приглашению Panasonic Jaguar Racing.

E-Prix Берлина отличается почти от всех остальных гонок, действие которых разворачивается на центральных улицах мировых столиц (Рим, Париж, Берн, Нью-Йорк и так далее), тем, что проходит на стационарной площадке — на территории аэропорта Темпельхоф, который в конце 2008 года был официально закрыт для регулярного сообщения.

7.jpg

Именно здесь уже пятый год подряд каждый сезон проводится немецкий этап «Формулы Е», а инфраструктура аэропорта позволяет сделать гонку максимально интересной для зрителей и организовать огромное количество развлечений на территории: магазинчиков, закусочных, шатров с симуляторами, экспозиций технологий и прочего. Каждая команда выставляет здесь свой стенд, производители демонстрируют концепты и действующие модели своих электрокаров, играет живая музыка — в общем, происходит именно то, ради чего люди и готовы приехать сюда в свой выходной день.

  • 8 утра, зрители собираются в аэропорте Темпельхоф

Но не забываем про гонки! Бетонные взлетно-посадочные полосы и асфальтовые парковочные площадки аэродрома на время Е-Prix превращаются в гоночную трассу, вокруг которой воздвигают зрительские трибуны. Организаторы проводят все основные гоночные заезды в один день (для удобства зрителей), а вместить в световой день нужно очень и очень много. Свободные практики стартуют, когда трибуны еще полупустые, но уже к началу квалификации зрители активно собираются на своих местах.

Около 8 утра на входе уже стоит очередь, а первые зрители гуляют по территории аэропорта, планируя, как распределить свое время между автоспортом и развлечениями. И того, и другого сегодня будет много! Помимо основной серии Formula E, в этом сезоне у электроформулы появилась гонка поддержки — I-Pace Trophy — моносерия на кузовных электрических Jaguar I-Pace, которые успешно продаются во всем мире.

Зрителей ждут и на питлейне, который, в отличие от «Формулы-1», открывают для посещения регулярно в промежутках между заездами. Поэтому здесь нет толкучки и можно спокойно рассмотреть машины, задать вопросы представителю команды и, если повезет, взять автограф у пилота.

Квалификацию меня приглашают смотреть в боксы Panasonic Jaguar Racing — это привилегия, которой удостаиваются только гости команды. Боксы не очень большие, меньше, чем в «Формуле-1», но и народу здесь меньше: прежде всего потому, что нет необходимости в большом количестве механиков, ведь вся гонка проходит на одном комплекте шин без питстопов. Более того, по правилам серии, все команды используют одну и ту же резину с протектором и в дождь, и посуху — на этом основан регламент, максимально приближенный именно к дорожным, городским автомобилям. Благодаря подобным правилам бюджет команды в «Формуле Е» намного ниже, чем в «Формуле-1», и это важный момент для привлечения новых участников. У меня перед глазами происходит все самое интересное: я вижу, как пилоты готовятся к заездам, садятся в машины, как их пристегивают механики, как проверяют автомобиль перед выездом на трассу.

Аманда, представитель команды, которая сейчас работает с гостями Jaguar, активно болеет за пилотов и их результаты в квалификации и по ходу заездов довольно эмоционально комментирует происходящее. Все пилоты разбиты на четыре группы в зависимости от их положения в личном зачете. Митч Эванс выезжает на квалификационный заезд во второй группе, но ему не удается показать высокий результат, хотя все очень на него надеялись. В боксах немного расстроены, но это гонки. Меня знакомят с руководителем команды Jaguar Racing Джеймсом Баркли, который абсолютно спокоен как настоящий англичанин и говорит, что Митч умеет отыгрывать позиции, тем более на такой обгонной трассе, как Темпельхоф. Так что за результат команда еще поборется.

Алекс Линн квалифицируется в четвертой группе. Все следят за его заездом затаив дыхание, так как результаты секторов у него очень хорошие. И да! Алекс показывает пятое время дня и проходит в суперпоул! Поздравления и аплодисменты в боксах настраивают всех на позитивный лад. Суперпоул — это дополнительные квалификационные заезды для топ-6 пилотов, по времени которых распределяются позиции на стартовой решетке. Через несколько минут каждый из шестерки выходит на еще один быстрый круг, но на этот раз чуда не случается, и Алекс остается пятым. Но и это отличный результат: всего четвертый этап вместе с командой, и уже суперпоул!

9.jpg

В час дня стартует сама гонка. Я успеваю погулять по аэродрому, утолить свое любопытство и вернуться к старту. Двадцать машин на старте готовы к гонке, и все ждут лишь сигнала светофора. Необычно то, насколько тут тихо — нет привычного рева моторов, лишь звук шин, жужжание электромоторов и хлопок воздуха, когда все моментально срываются со старта.

Первый поворот закручивается улиткой, и главное для пилотов — аккуратно в него войти, не разбив автомобиль и не закончив гонку досрочно. И Алекс, и Митч успешно с этим справляются, Митч отыгрывает несколько мест, а Алекс через несколько минут после старта уже мчится третьим. Яркие, черно-бирюзовые Ягуары отлично различимы в толпе других формул. Линн явно намерен отыграть еще позиции, но и его соперники тоже не дремлют. Немецкий пилот Даниэль Абт, выступающий за Audi, на родной земле активно претендует на высокий результат. Он несколько раз пытается атаковать Линна, у них происходит контакт, и в результате Jaguar Алекса получает повреждения. Британец сначала откатывается на 5-е место, потом на 7-е, а затем и вовсе останавливается на трассе из-за проблем с задней подвеской. На трассу выходит автомобиль безопасности и Jaguar Линна эвакуируют. Для него гонка закончена.

Митч Эванс активно проводит всю гонку и в итоге отыгрывает несколько позиций, чтобы финишировать двенадцатым. Сейчас, за три этапа до окончания сезона он занимает шестое место в личном зачете, а от лидера его отделяет всего 33 очка, так что чисто математически его шансы на подиум и даже на победу сохраняются. Алекс Линн пока лишь двадцатый, но он и выступает не с начала сезона. Команда Jaguar Racing расположилась сейчас на восьмом месте в командном зачете, и от Venturi Formula E Team их отделяет всего десять очков.

Конечно, результат гонки в Берлине оказался не совсем такой, как хотели бы в команде: Алекс Линн вполне заслуживал того, чтобы набрать очки, но от контактов и сходов никто не застрахован.

12-.jpg
Джеймс Баркли

«Нам очень повезло с пилотами, — рассказывает руководитель команды Panasonic Jaguar Racing Джеймс Баркли. — Митч очень быстрый, причем эта скорость у него природная, и он отлично ее чувствует. Что же касается Алекса, то он один из двух пилотов в „Формуле Е“, который в свое время завоевал поул-позицию в дебютном сезоне, в самой первой гонке. Это показатель того, что он умеет ставить перед собой цель и идти к ней. И он тоже очень быстрый. В этом сезоне еще ничего не решено. Мы до конца будем сражаться за очки, а у Митча Эванса есть хороший шанс попасть в топ-5 пилотов по итогам сезона. Наша история в „Формуле Е“ только начинается».

Фото: автора, Panasonic Jaguar Racing

Ключевые слова: автогонки, Jaguar Racing, Формуле E
Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ