Цифры: вселенские дыры

Одна из загадок Вселенной — черные дыры

2 июля 2019

Гравитационное притяжение так велико, что покинуть их не могут даже фотоны, имеющие максимально возможную в мире скорость. Какие тайны хранят эти области пространства-времени?

Цифры: вселенские дыры

500 квинтиллионов км (16 мегапарсек) — расстояние до черной дыры в галактике M87, изображение которой впервые получили астрофизики с помощью сети из восьми радиотелескопов, расположенных на разных континентах.

3500 световых лет — расстояние до ближайшей известной черной дыры в созвездии Единорога. Она в 6,6 раза массивнее Солнца. Теоретически черные дыры должны быть и ближе, но их очень трудно обнаружить.

100 млн черных дыр должно накопиться в нашей Галактике за время ее жизни (оценка получена с учетом темпов рождения массивных звезд). Это примерно по одной черной дыре на две-четыре тысячи обычных звезд.

4 млн масс Солнца — масса черной дыры в центре нашей Галактики. Показатель определен по скоростям движения близких к дыре звезд.

230 тонн — масса черной дыры, которая испаряется всего за 1 секунду за счет хокинговского излучения. Испарение ускоряется с уменьшением массы черной дыры и в последний момент вызывает взрыв, сравнимый с действием миллиона атомных бомб. Такие крошечные черные дыры (в миллион раз меньше протона) в нашу эпоху не образуются, но могли сохраниться со времени Большого взрыва.

5,9 км — поперечник горизонта событий, то есть диаметр черной дыры, равной по массе Солнцу. Для ее образования Солнце надо сжать в 240000 раз по всем направлениям. Подобное происходит в конце жизни, но только с более массивными звездами (свыше 10 масс Солнца). Исчерпав запасы энергии, ядро звезды испытывает катастрофическое сжатие под действием собственного тяготения. Оболочка звезды при этом выбрасывается в космос в форме взрыва сверхновой.

66 млрд масс Солнца — самая большая из известных сверхмассивных черных дыр. Падающее на нее вещество закручивается в виде диска и светит как 140 триллионов Солнц, то есть как тысяча крупных галактик.

5,9 × 66 × 109 = 390 млрд км — поперечник самой большой известной сверхмассивной черной дыры.

Фото: EHT COLLABORATION