Культурный код: майские королевы Гойи

Культурный код: майские королевы Гойи

Мода заимствует у субкультур детали дресс-кода. И это совсем не примета нашего времени. Стилю испанских горожанок с картины Франсиско Гойи подражали графини и даже королева.

VS05_030_KulturniyKod.jpg

Картина «Махи на балконе»
Холст, масло 194,9×125,7 см
Ок. 1800–1810
Хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, США

В Испании XVIII века махи, в сущности, были молодежной субкультурой. В то время как дворяне перенимали французскую моду, махо и маха — щеголь и щеголиха из городского простонародья — принципиально носили традиционные испанские наряды. По одной из версий, слова majo и maja происходят от названия месяца мая (mayo). В мае, особенно в День святого Исидора, покровителя Мадрида, горожане, разодетые в «парадное» народное платье, собирались на праздничных гуляньях.

Костюмы мах были яркими, манеры — дерзкими, нравы — вольными. В конце столетия романтический ореол вокруг свободного образа жизни этих людей породил соответствующую моду в высших кругах, к тому же отношения с Францией ухудшались. Аристократы увлеченно смотрели спектакли о жизни мах и подражали им в одежде. Гойе, как и другим известным художникам, заказывали эскизы гобеленов и полотна на сюжеты о махах. Знатные дамы позировали для портретов в образе мах. Сама королева Мария Луиза Пармская, по происхождению итальянка, распорядилась, чтобы Гойя написал ее в колоритном испанском наряде.

Картина «Махи на балконе» существует в двух живописных вариантах. Один, как считается, более ранний, находится в частной коллекции, другой — в Метрополитен-музее. Самоповторы нехарактерны для художника, и некоторые исследователи сомневаются, что музейную копию написал он, однако обратное не доказано, а мастерство исполнения вполне соответствует уровню Гойи.

KCD8D3-123.jpg

1. Девушки. Мотив женской красоты как ловушки для мужчин повторяется в творчестве Гойи: на его картинах и гравюрах прелестные махи ловко манипулируют кавалерами. На этом полотне ощущение скрытой опасности художник создает с помощью контраста светлых тонов, в которых написаны нежно и чуть лукаво улыбающиеся девушки, и темных — для мрачных мужских фигур на заднем плане.

2. Платья. Эти девушки следят за модой. По покрою платья в стиле ампир, с высокой талией, соответствуют европейским фасонам 1800-х, однако наряды мах дополнены элементами народного костюма.

3. Мантильи. Такая кружевная вуаль — характерный элемент национального костюма испанок. Обычно ее носили с гребнем-пейнетой. Ближе к середине XIX века испанские мантильи и пейнеты вошли в моду в высшем обществе по всей Европе.

KCD8D3-45.jpg

4. Балкон. Важнейший элемент социальной жизни в испанских городах, что неоднократно отмечали путешественники. В частности, куртизанки, обозревая улицу, «охотились» на поклонников. Мотив красавицы на балконе — классический для испанской живописи.

5. Стул. Скромный предмет мебели с плетеным сиденьем дает зрителю понять, что сияющие драгоценностями махи — все-таки представительницы городских низов.

KCD8D3-61.jpg   KCD8D3-62.jpg

6. Мужчины. Кавалеры мах, скорее всего, люди военные, судя по двууголкам и плащам.

KCD8D3-7.jpg

7. Веер. Непременный аксессуар испанки. Манипуляции веером были особым языком жестов, известным любителям флирта и в совершенстве освоенным махами.

ХУДОЖНИК
Франсиско Гойя

Autoportrait_Francisco_de_G.jpg1746 — родился в арагонской деревне Фуэндетодос в семье позолотчика и дворянки.
1760–1763 — посещал школу сарагосского живописца Хосе Лусана-и-Мартинеса.
1764 — в первый раз переселился из Сарагосы в Мадрид, где обучался у художника Франсиско Байеу.
1773–1812 — был женат на Хосефе Байеу, сестре наставника. До совершеннолетия дожил один сын пары, Франсиско Хавьер.
1774 — перебрался с женой из Сарагосы в Мадрид.
1780 — был принят в Королевскую академию художеств Сан-Фернандо.
1789 — получил пост придворного живописца.
1792–1793 — перенес тяжелую болезнь, из-за которой потерял слух.
Ок.1800 — написал картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая».
1810 — отреагировал на оккупацию Испании наполеоновскими войсками серией гравюр «Бедствия войны».
1820–1823 — жил в провинции, в «Доме глухого».
1824 — переехал во Францию.
1828 — умер в Бордо. Перезахоронен в мадридской церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида.

Фото: ALAMY / LEGION-MEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2019

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ