29 мая 2019

Описания многих открытий звучат забавно, но «Вокруг света» сумел найти в них серьезную научную основу.

Сознание рыбы

Спортивные черепахи, прозрачные мухи и другие новые открытия

Что сделано? Японские ученые показали рыбам их отражение.

Зачем это сделано? «Зеркальный тест» служит одним из индикаторов самосознания. Для этого на недоступной прямому взгляду части тела животного размещают яркие метки. Если оно заметит их в зеркале и поймет, что видит собственное отражение, то попытается эти метки снять. Такую способность демонстрируют лишь высокоразвитые существа — приматы, собаки, дельфины. Тем поразительнее, что обнаружилась она и у рыб-губанов, «чистильщиков» коралловых рифов. Возможно, это позволит по-новому взглянуть на самосознание, доступное даже этим довольно примитивным позвоночным.

Дайвинг и фитнес

Спортивные черепахи, прозрачные мухи и другие новые открытия

Что сделано? Американские биологи смотрели, как черепахи отжимаются.

Зачем это сделано? Мягкотелые черепахи-триониксы Apalone mutica способны извлекать кислород прямо из воды, и даже несколько месяцев зимней спячки проводят не всплывая. Биологи обнаружили, что во сне они то и дело отжимаются на передних лапах. Это позволяет триониксам дополнительно омывать органы дыхания потоком свежей, богатой кислородом воды.

Южноамериканский детектив

Спортивные черепахи, прозрачные мухи и другие новые открытия

Что сделано? Бразильские зоологи обследовали мертвого кита, найденного в джунглях.

Зачем это сделано? 11-метровое тело горбатого кита обнаружили в устье Амазонки, в густых мангровых зарослях в 15 метрах от берега. Расследовать таинственное происшествие отправилась команда биологов. Изучив находку, они заключили, что это еще детеныш. Он мог отбиться от матери и остаться один, пока сородичи мигрировали к Антарктиде. Слабый и неопытный китенок не выжил в одиночестве, и приливные волны выбросили его на берег.

А в это время...

Австрийские генетики вырастили прозрачных мух, чтобы рассмотреть их нервную систему под микроскопом. Шведские биологи раскрасили черный манекен белыми полосами и подтвердили, что такой контраст отпугивает кровососущих насекомых. Американские зоологи обнаружили, что морские пауки дышат кишечником: его сокращения помогают прокачивать через тело гемолимфу и газы.

Фото: DIOMEDIA, AFP / EAST NEWS, ALEX JORDAN (CC-BY)