Круговой обзор: не единое целое, Шотландия

18 апреля 2019

Банкноты в Шотландии выпускают три банка. Причем каждый из них использует свой дизайн. Номинал обозначен в фунтах стерлингов. Новые купюры выпустил в 2017 году Королевский банк Шотландии. Именно он первым в Европе освоил выпуск разноцветных банкнот в 1777-м. Героя новой, 10-фунтовой банкноты выбирали с помощью народного голосования.

Круговой обзор: не единое целое, Шотландия

Аверс

1. Портрет Мэри Фэрфекс Сомервилл (1780–1872), шотландского математика и астронома. Несмотря на то что участие женщин в науке в ее времена было весьма ограниченно, Мэри не только сама смогла добиться успеха, но и стала популяризатором науки, изложив сложные темы именитых ученых по математике, астрономии, физике, географии и биологии доступным языком. Благодаря этому ее работы стали использовать в качестве учебных пособий в колледжах. В основе гравировки портрета — картина художника Джона Джексона, которая сейчас находится в Сомервилл-­колледже Оксфордского университета.

2. Номинал купюры . До 1949 года все крупные банкноты подписывались вручную.

3. Цитата из книги Мэри Сомервилл «О взаимосвязи физических наук»: «Кто наблюдал отражение волн от стены на берегу реки после прохождения парохода, будет иметь идеальное представление об отражении звука и света».

4. Защитный знак . В ультрафиолете становится видна схема из книги Мэри Сомервилл «Механизм небес». Схема поясняет, как при помощи лунных фаз можно вычислить расстояние от Земли до Солнца.

5. Защитный знак . В ультрафиолете видны силуэты Acanthometra Bulbosa, описанного в книге Мэри Сомервилл «Молекулярная и микроскопическая наука». Эти обитающие в Атлантическом океане и Средиземном море организмы — одна из самых мелких форм жизни на Земле.

6. Логотип Королевского банка Шотландии . Четыре стрелки символизируют накопление и концентрацию богатства банка.

Реверс

7. Выдры — одни из самых распространенных животных Шотландии. На носах выдр обозначен номинал купюры мелким шрифтом.

8. Морские красные водоросли (Palmaria palmata). Когда-­то их использовали для окрашивания в коричневый цвет твида для килтов.

9. Паттерн в виде твидового узора создан текстильными дизайнерами.

10. Отрывок из стихотворения «Швартовки» шотландского поэта Нормана Маккейга, где он описывает нос выдры, поплавком торчащий из воды. В ультрафиолетовых лучах между строками появляется еще несколько строк поэта: «На него кричит, свистит и ругается элегантный кулик».

11. Защитный знак . Видимые в ультрафиолете мошки — высокогорный мокрец (Simuliidae).

Фото: ALAMY / LEGION-MEDIA