«Я шагаю по Москве»: фотографы Magnum открыли выставку в «Зарядье»

«Я шагаю по Москве»: фотографы Magnum открыли выставку в «Зарядье»

Международное фотоагентство Magnum Photos впервые в России открыло выставку о современной Москве в парке «Зарядье». Экспозиция стала результатом двухнедельной работы трех фотографов агентства в лаборатории Magnum Live Lab/19. Снимки всемирно известных мастеров можно увидеть в павильоне «Купол» до 4 марта.

Знаменитое фотоагентство Magnum Photos основали в 1947 году классики мировой фотографии Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Джордж Роджер и Дэвид Сеймур. Они стремились защитить права собственных снимков и иметь центральное бюро. Стилистическое разнообразие сооснователей позволило создать важнейший творческий профессиональный кооператив.

Сегодня агентство работает с наиболее известными фотографами по всему миру, освещающими события в разных странах. Штаб-квартира Magnum находится в Париже, а офисы — в Нью-Йорке, Лондоне и Токио. В агентстве работают около 50 фотографов.

Проект Magnum Live Lab уже осуществлялся в Лондоне, Париже и Шэньчжэне. В Москве лаборатория проводилась впервые.

Читайте также: Мгновения Картье-Брессона

Проект в «Зарядье»

Участниками зимней лаборатории стали президент агентства Magnum Томас Дворжак из Германии, а также фотографы Алекс Майоли из США и Нюша Таваколян из Ирана. Проект курировала Нина Гомиашвили.

RON_8437.jpg
Участники московской лаборатории Magnum Live Lab/19 (слева направо): Томас Дворжак, куратор Нина Гомиашвили, Нюша Таваколян и Алекс Майоли

Magnum Live Lab состоит из двух частей. Первая, лаборатория, уже завершена. В течение двух недель фотографы исследовали разные уголки Москвы, проходили километры ради нужного ракурса, знакомились с москвичами и посещали закрытые для посторонних мероприятия, такие как тренировка солдат Кремлевского полка.

Особенность проекта в том, что фотографы должны за короткий срок познакомиться с городом и передать его характер через свои снимки — это условия программы единые по всему миру. В случае с нынешними авторами получилось иначе, так как двое из троих уже были в Москве не один раз. Томас Дворжак регулярно приезжает сюда с 1991 года, прекрасно говорит по-русски (притом что родом он не из Восточной Германии, а из Баварии) и чувствует себя в Москве «своим». Алекс Майоли тоже в столице не первый раз, хотя по-русски не говорит. Кроме того, фотографам помогали фиксеры — помощники, находившие места для съемок и героев для портретов. В течение двух недель снимки фотографов заполняли пространство павильона «Купол» парка «Зарядье», и теперь началась вторая, выставочная часть проекта.

Что смотреть

Идти на выставку нужно хотя бы потому, что она открылась в необычном месте. В «Куполе» вы увидите десятки отобранных и распечатанных на бумаге широкого формата снимков признанных фотографов. Все работы выполнены в абсолютно разной манере. Они развешаны по периметру павильона.

«У них совершенно разный стиль работы, отношение к Москве, некоторые приезжают с 90-х годов, некоторые — первый раз. Мне было важно, чтобы у них были разные впечатления. Главной задачей для них было почувствовать и полюбить город», — отметила куратор Нина Гомиашвили, отбиравшая участников проекта.

Иранский взгляд

При входе в павильон посетители видят фотопортреты Нюши Таваколян и пейзажи заснеженного Чертаново. Девушка призналась, что в первый день работы сильно замерзла. Еще одна сложность заключалась в том, что по возвращении в студию в «Куполе» в тот же день приходилось отбирать и обрабатывать снимки. Для этого мозг должен был работать быстро. Но результат того стоил.

RON_9029.jpg
Нюша Таваколян

«Каждое утро я просыпалась в приятном возбуждении. Мне хотелось поскорей увидеть своих фиксеров, Катю и Макса. Они захватывающе рассказывали мне о Москве и помогли мне влюбиться в этот город, провели меня двориками, о которых я никогда не слышала, представили меня своим друзьям и родителям», — рассказала Таваколян.

Фотографу удалось установить контакт с молодыми людьми в чужой стране, и это видно на получившихся портретах. Нюша снимала не только в Чертаново, но и на Покровке, в высотке на Котельнической набережной, на Баррикадной и на набережной Тараса Шевченко, в Ясенево.

Урбанистические пейзажи стали отражением среды, в которой живут ее герои. При обработке портреты получились немного затемненными, и характер каждого человека, отраженный на лице, вышел на первый план.

«Мне помогло то, что у нас оказалось много общего. Я рассказывала о своей жизни и опыте, и они чувствовали: „Она такая же, как и мы“. И я понимаю, что это помогло побороть неловкость при знакомстве», — сказала Таваколян.

Черно-белая Москва

Далее сгруппированы работы Алекса Майоли в свойственной ему монументальной манере. Свою серию он назвал «Русские сцены». Здесь рок-концерт в бетонном скейт-парке, закулисье Пушкинского музея, благоустройство улиц, ледоход на Москве-реке, очередь в Третьяковку, предложение руки и сердца в саду «Эрмитаж», солдаты Кремлевского полка и рыцарь на коне посреди улицы.

RON_8349.jpg
Алекс Майоли

Майоли делает исключительно черно-белые снимки: монохромность, по его мнению, отсекает лишние детали, подчеркивая значительность момента. Кроме того, фотограф много снимал в московском метро, сталкивал молодость и старость, используя свой фирменный прием — контрастную игру света и тени.

По словам Майоли, самым ярким впечатлением от очередного посещения Москвы для него стала тренировка кремлевских солдат, устроенная специально для фотографов Magnum в Большом Кремлевском дворце.

«Впервые я побывал тут где-то в 1994 году. После этого приезжал еще несколько раз. Если Москва и изменилась за это время, то подверглась глобализации. Общество, в котором мы живем, становится одинаковым. Вы одеваетесь так же, как я, у вас такие же телефоны. Вы могли бы с таким же успехом приехать из Лондона», — сказал фотограф.

Майоли ностальгировал по гостинице «Россия», располагавшейся ранее на месте «Зарядья». При этом сам парк фотографа не впечатлил, но вызвал у него предсказуемые ассоциации с нью-йоркским Хай-Лайном, разбитым в Манхэттене на месте надземной железной дороги. Неудивительно, учитывая, что оба парка проектировала команда Diller Scofidio + Renfro из Нью-Йорка.

По мотивам «Я шагаю по Москве»

Замыкает проект серия фотографий «Я шагаю по Москве. Зимняя версия» президента Magnum Томаса Дворжака. Чтобы лучше понять, почему фотограф выбрал именно эти места для съемок, стоит пересмотреть фильм Георгия Данелии 1963 года. На снимках не только столица почти 60 лет спустя, но и памятные места зимой и с подписями — цитатами из фильма. Здесь есть кадры из бассейна «Чайка», храма Христа Спасителя, Дворца бракосочетания №1, магазина виниловых пластинок, репортаж с урока танцев в Доме культуры на Нагорной и из других мест.

RON_9680.jpg
Томас Дворжак

«Для меня это очень летний фильм, ясное лето, а сейчас зима. Поэтому именно сейчас переснять было интересней. Я смотрю не очень много российского кино. Из последнего мне понравился проект „Дау“, который я видел в Париже (скандально известный многосерийный фильм режиссера Ильи Хржановского о советском академике Льве Ландау. Проект отличается размытостью грани между съемками и реальной жизнью, реальным насилием, применяемым к актерам — прим.). Посмотрел только два фильма из 13, потому что должен был ехать сюда. Но с удовольствием досмотрел бы до конца», — рассказал Дворжак.

Впервые он приехал в Москву в 1991 году, сразу после распада СССР. Тогда, по его словам, столица была бедней и опаснее, чем сейчас, но в то же время ярче. Дворжак останавливался в коммуналках на Патриарших, где и выучил русский.

«Когда я начинал, а это было 18 лет назад, то был новостным фотографом, очень много ездил, две недели здесь, две недели там. Работал в Афганистане, но эти истории не стали для меня близкими. А Кавказ в какой-то мере родной: я русский язык знаю», — вспомнил фотограф.

После Москвы в 1993 году Дворжак переехал в Тбилиси, снимал оба чеченских конфликта. Поворотным моментом в карьере фотографа стала командировка в Абхазию в 1993 году.

«Я чувствовал, что могу что-то сделать, что это для меня, это имеет смысл, потому что никто другой там не снимал. Мне был 21 год», — сказал Дворжак.

В 2012 году в галерее «Победа» уже проходила его выставка «Кавказ», посвященная вооруженным конфликтам 1990-х. Сейчас президент Magnum Photos уже не ездит в зоны боевых действий, но эта тема его не оставила. Он только что закончил историческую работу про Первую мировую войну, на которую ушло пять лет и ради которой он проехал 90 с лишним стран, где остались следы тех событий.

* * *

Февральский Live Lab — только первая часть большого проекта. Все желающие могут прийти в павильон «Купол» парка «Зарядье» и посмотреть распечатанные в высоком качестве фотографии до 4 марта 2019-го с 10:00 до 20:00. В Москве пройдет и летняя лаборатория с тремя другими фотографами, а затем выставка всех шести участников. Также позднее появится серьезный фотоальбом по итогам лаборатории. В заключение организаторы представят экспозицию «Контрольные отпечатки», уже показанную в Италии, Венгрии, Германии и других странах.

Фото: Magnum Live Lab/19

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ