30 марта 2019

Описания многих открытий звучат забавно, но «Вокруг света» сумел найти в них серьезную научную основу

Дышите глубже

Шприцы с комарами, шмели с рюкзаками и другие новые открытия

Что сделано? Ботаники из Алабамы заставили хищное растение «вдохнуть» плазму.

Зачем это сделано? Стоит насекомому пару раз потревожить чувствительные волоски венериной мухоловки, и цветок захлопнется с поразительной скоростью. Механизм запускается по сигналу рецепторных клеток через цепочку быстрых реакций, в которых участвуют активные формы кислорода и азота. Это и доказали, обдувая мухоловку слабым потоком низкотемпературной плазмы. Насыщенная высокоактивными молекулами, она запускала ловушку вхолостую, без участия жертвы, простым химическим сигналом.

Ценная бандероль

Шприцы с комарами, шмели с рюкзаками и другие новые открытия

Что сделано? Американские биологи переслали комаров по почте.

Зачем это сделано? Для контроля за популяциями комаров на волю выпускают ГМ-насекомых, которые составляют им конкуренцию, но сами не могут дать жизнеспособное потомство. Оказалось, что для доставки ГМ-комаров на место подходят одноразовые шприцы, позволяя «утрамбовать» в 1 см³ до 240 комаров и отправить их почтой.

Дополнительная нагрузка

Шприцы с комарами, шмели с рюкзаками и другие новые открытия

Что сделано? Американские энтомологи сшили шмелям «рюкзачки».

Зачем это сделано? Массовая гибель пчелиных колоний — тревожная тенденция. Причины ее точно неизвестны, но определенную роль в этом играют инсектициды неоникотиноиды. Чтобы оценить их действие, ученые закрепили «рюкзачки» с QR- кодом на спинках шмелей. После обработки инсектицидом эти близкие пчелам социальные насекомые становились вялыми и даже за личинками ухаживали без энтузиазма.

А в это время...

Финские микробиологи выяснили, что заразиться гриппом в аэропорту легче всего при досмотре личных вещей и одежды. Шведские психологи заклеивали добровольцам нос, показав, что дыхание через него стимулирует память. Американские океанологи обнаружили, что водоросли во время фотосинтеза издают характерные высокочастотные звуки.

Фото: JULIA VULCAN / NEW MEXICO STATE UNIVERSITY, ISTOCK (X2)