Маска, кто ты? История грима в кино

Маска, кто ты? История грима в кино

Сегодня профессиональные гримеры могут за несколько часов превратить актера в кого угодно: хоть в супергероя, хоть в инопланетянина, хоть в Короля Ночи. А ведь еще совсем недавно о таких невероятных трансформациях на экране нельзя было и мечтать.

camerap_03492327.jpg
Коллекционная почтовая марка с изображением Короля Ночи и белых ходоков — нежити из популярного сериала «Игра престолов». Пластический грим одного такого персонажа может занимать до 5–6 часов

С чего все начиналось

Изначально нанесение «раскраски» на лица актеров носило практический характер: в начале ХХ века пленка еще не обладала такой светочувствительностью, как сейчас, и не контрастные черты превращались в кадре в размытое светлое пятно. Отсюда ярко накрашенные губы, густо подведенные брови и четко очерченные глаза.

GettyImages-515955216.jpg

Серьезные перевоплощения требовали немалых усилий, а нередко были сопряжены и с получением травм. Например, легендарный актер Лон Чейни поработал и в цирке, и в театре, после чего начал воплощать на киноэкране самые причудливые и сложные образы. Так, в экранизации романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», в которой Чейни играл горбуна Квазимодо, актер таскал на своей спине 25-килограммовый горб. Для других ролей он выкручивал себе руки и ноги, растягивал ноздри, травмируя их до крови, надевал простые и некачественные контактные линзы. Всем этим Чейни значительно подорвал свое здоровье, при этом отнюдь не разбогател, несмотря на популярность своих персонажей.

GettyImages-2822495.jpg
Лон Чейни в роли горбуна Квазимодо

Довольно быстро стало понятно, что мастерски наложенный грим, убедительно выглядящий даже в крупных планах, способен творить чудеса: публика была в восторге от чудовищ на экране. Первый прорыв в этой области произошел в 1930-е годы. Именно тогда от театрального рисованного грима кинематографисты стали переходить к объемному, с использованием накладок. Дракула и Франкеншейн тех времен даже сегодня выглядят впечатляюще. Для создания тех образов гримеры применяли пенорезину — мягкий материал, который, во-первых, выглядел на лице естественно и подвижно, а во-вторых, мог использоваться неоднократно, что экономило время и усилия.

GettyImages-541076357.jpg

Позже в ход пошел латекс, но, конечно, он был куда менее комфортным для актеров. Впрочем, роли монстров и чудовищ всегда были непростым испытанием для исполнителей: многочасовое наложение грима, затем съемочный день, а после столь же трудоемкое удаление мейкапа, которое тоже запросто могло занять час-другой.

Самоучки на службе Голливуда

Интересно, что многие гримеры с мировыми именами осваивали свое непростое ремесло самостоятельно. В их числе Дик Смит — первый, кто в 2012 году, будучи уже в преклонном возрасте, получил почетный «Оскар» именно за вклад в развитие искусства грима.

Смит начинал творить в собственном подвале: вручную мастерил монстров из популярных кинофильмов, придумывал разные ноу-хау, которые потом стали использоваться повсеместно (например, маски-накладки, которые состояли из нескольких частей). До этого маски просто натягивались на голову исполнителя роли — само собой, никакой реалистичной мимики при этом не было и в помине. Смит также придумал отменный рецепт бутафорской крови, которая выглядела в кадре весьма натурально. Но его коньком стало искусственное состаривание персонажей. Так, именно Смит занимался состариванием Марлона Брандо в «Крестном отце». Также он известен работами над образами персонажей из «Амадея», «Таксиста», «Изгоняющего дьявола» и многих других фильмов.

cap_godfkfs170711_03.jpg
Марлон Брандо (справа) в роли дона мафии Вито Корлеоне в «Крестном отце» Фрэнсиса Форда Копполы

Другим известным мастером грима, чьи работы легли в основу пособий и учебников, стал Том Савини («День мертвецов», «Пятница, 13-е», «Техасская резня бензопилой — 2»). В свое время он был военным фотографом, многого насмотрелся, а потому лучше всего в гриме ему «удавались» ранения. По Савини, все должно быть реалистично: недостаточно просто налить побольше красной краски — нужно безупречно знать анатомию, травматологию, законы физики, криминалистику и многое другое.

wenn34062566.jpg
Том Савини и некоторые его работы

Самые крутые гримеры не просто создают образ персонажа для камеры, зачастую они также занимаются постановкой сопутствующих спецэффектов. А если в фильме по сценарию запланирован, к примеру, настоящий зомби-апокалипсис, то на площадке одновременно работают не один и не два, а до десятка специалистов по гриму.

Реальнее, чем в жизни

Особая тема — ленты биографические, где нужно убедительно изобразить историческую личность. С одной стороны, никакой крови, чешуи или обгоревших лохмотьев создавать не нужно, а с другой — нужно получить такого персонажа, в которого зрители поверят. Взять хотя бы российскую ленту «Высоцкий. Спасибо, что живой». Лента наделала немало шума в том числе и потому, что имя актера, исполнившего главную роль, долгое время держали в секрете. И почти никто не догадался — настолько убедительно гримеры воссоздали черты кумира поколений. А ведь лицо Сергея Безрукова неузнаваемым никак не назовешь.

MV5BNjU1ZDA0ZDYtNGI0Yy00MTE4LWEyMjctYTcyOGI1MTY0ODZiXkEyXkFqcGdeQXVyNjMwOTA1MDM@._V1_SY1000_CR006661000_AL_.jpg
Афиша фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

С помощью мастерски наложенных накладок гримеры состарили Леонардо Ди Каприо на целых 50 лет в фильме «Дж. Эдгар», главный герой которого проживает в кадре целую жизнь — от 20 до 70 лет.

А в картине «Долгая дорога к свободе» образ Нельсона Манделы был передан так убедительно, что реальный прототип поначалу решил, что это документальная хроника с его участием.

Будущее уже здесь

Появление цифрового грима произвело настоящую революцию в киноиндустрии, но никто не спешит отказываться от привычных накладок из вспененной резины — слишком уж хорошо они себя зарекомендовали. Комбинирование методик позволило добиться еще более впечатляющих результатов. Например, показать Арнольда Шварценеггера в «Терминаторе», у персонажа которого снесло полголовы, так, чтобы все это не выглядело слишком уж по-бутафорски, да и монтаж стал приятнее для глаз. Раньше приходилось «обрубать» крупные планы, потому что, если они длились больше пары-тройки секунд, зритель успевал разглядеть муляжи.

cap_t2kfs170928_193.jpg
Арнольд Шварценеггер в роли Терминатора

Вершина современного цифрового грима — это, пожалуй, фильм «Аватар». Актеры — как главные, так и из массовки — обходились вовсе без мейкапа, но на их теле и лице были закреплены миниатюрные датчики, которые фиксировали эмоции, мимику и движения, а голубую кожу с причудливым рисунком, желтые кошачьи глаза, косички и хвосты создавали затем при помощи компьютерной графики.

cap_avatkfs170927_68.jpg
Кадр из кинофильма «Аватар» Джеймс Кэмерона

Сегодня искусство гримера играет в киноиндустрии не меньшую роль, чем мастерство сценариста и режиссера. Неудивительно, что за лучший грим ежегодно присуждается специальный «Оскар».

Фото: CAMERA PRESS / ED / JL / Royal Mail / Legion-Media, Bettmann / Contributor / Getty Images, Universal Pictures / Handout / Getty Images, ullstein bild Dtl. / Contributor Getty Images, Image supplied by Capital Pictur / Legion-Media (x3), Dave Starbuck / Future Image / WENN / Legion-Media

Ключевые слова: кино, история, грим
Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ