Культурный код: прикладная математика

Культурный код: прикладная математика

Единый учебник или разнообразные трактовки, единый экзамен или индивидуальный подход, образовательный комплекс или частная школа? Автор классической картины «Устный счет» был явно на стороне педагога-новатора.

019922.jpg

Картина «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского»
Холст, масло 107,4×79 см
1895
Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве

Богданову-Бельскому позировали для портретов Николай II и вдовствующая императрица, но куда больше художнику нравилось писать крестьянских детей из села Татево. В местной школе даже стояла «Николая Петровича парта», за которой живописец, когда приезжал, делал наброски с учеников. Татевская школа была особенно дорога Богданову-Бельскому: без нее и преподававшего там профессора Сергея Рачинского он не стал бы художником.

Рачинский, биолог, в прошлом преподаватель Московского университета, в 1872 году переселился в родовое имение Татево. Там, в селе, уже была школа для крестьянских детей. И Рачинский превратил ее в школу-интернат нового типа с собственной системой преподавания: теоретические занятия дополнялись практическими (детей обучали ремеслам и навыкам, полезным для сельской жизни), а также эстетическим воспитанием. Педагог-энтузиаст заметил мальчика с художественными способностями, незаконнорожденного сына бедной батрачки, и зачислил его в татевскую школу, где организовал класс иконописи и сам вел рисование. Рачинский хотел, чтобы его ученики, получив знания, оставались в деревне просвещать крестьян, но самым одаренным помогал сделать карьеру в городе. Николая он направил получать дальнейшее образование в иконописную мастерскую, а после — в художественное училище в Москве, к лучшим пейзажистам, оплатив обучение юноши. «Я всем, всем ему обязан!» — говорил впоследствии Богданов-Бельский. Школа в Татеве существует до сих пор и в наши дни носит имя Сергея Рачинского.

019922-1.jpg

1. Учитель. Это сам Сергей Рачинский. «...Идеалист, светлая личность, — вспоминал Богданов-Бельский. — Когда Александр III пригласил его в воспитатели к своим детям, он ответил: „Найдется много людей, которые захотят заменить меня там. Но никто не захочет заменить меня здесь“». В 1895 году, когда была написана картина, Рачинский уже не мог активно преподавать из-за ухудшившегося здоровья. БогдановБельский изобразил сцену урока по большей части на основе детских воспоминаний.

2. Школа. В 1875 году Рачинский на собственные деньги выстроил новую деревянную школу с общежитием. Задуманное им кирпичное здание, сохранившееся до наших дней, возвели уже после смерти профессора, в 1907 году, по проекту немецкого архитектора.

019922-3.jpg

3. Пример. «В поле за карандашом и бумагой не побежишь, надо уметь считать в уме», — говорил Рачинский. Он придумал несколько эффективных методов вычисления и в 1891 году издал первый в России задачник по устному счету. Уровень сложности задач, с которыми легко справлялись ученики Рачинского, был уникален: в сельских церковно-приходских школах степени не проходили. Пример на доске можно решить в уме несколькими способами. Так, полезно помнить, что 10, 11, 12, 13 и 14 — это «последовательность Рачинского», ряд чисел, в котором сумма квадратов первых нескольких равна сумме квадратов остальных. Пример на доске: (102 + 112 + 122 + 132 + 142)/365. При этом 102 + 112 + 122 = 132 + 142 = 365. (365 + 365)/365 = 2.

019922-4.jpg

4. Репродукция. Изображение Богоматери с младенцем с апсиды Владимирского собора в Киеве (1885 год, роспись Виктора Васнецова). Репродукцию подарил школе сам художник. Рачинский считал религиозное воспитание важным фактором обучения крестьянских детей.

019922-5.jpg

5. Ноты. Ученики обязательно должны были посвящать часть времени искусству, в том числе музыке. Они изучали церковное многоголосное пение, преподавать которое приезжал именитый специалист Степан Смоленский.

019922-6.jpg

6. Задумчивый мальчик. Потомки учеников Рачинского, живущие в Татеве и окрестностях, сохранили информацию о некоторых детях с картины. На переднем плане Иван Ростунов, мальчик из очень бедной семьи. Впоследствии он стал сельским почтальоном и счетоводом.

019922-7.jpg

7. Решивший задачу. Сергей Куприянов из деревни Горелки считался самым способным к математике среди одноклассников.

Художник
Николай Богданов-Бельский

Nikolai_Bogdanov-Belsky.jpg1868 — родился в деревне Шитики Смоленской губернии, был внебрачным ребенком, из-за чего при рождении записан с фамилией Богданов — «Богом данный».
1878–1882 — учился в школе Рачинского в селе Татево Смоленской губернии.
1884–1889 — получал образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (класс пейзажа).
1894–1895 — учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге.
1903 — был избран в академики живописи и тогда же по воле царя официально получил вторую часть фамилии, Бельский, по названию родного уезда.
1921–1944 — жил в Риге.
1945 — умер в берлинском госпитале во время бомбежки. Похоронен на русском православном кладбище Тегель в Берлине.

Фото: FINE-ART-IMAGES / LEGION-MEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2018 г.

 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи