Разрезая континенты: 9 фактов о Панамском канале

Разрезая континенты: 9 фактов о Панамском канале

Пятнадцатого августа 1914 года по Панамскому каналу прошло первое судно. Именно Панамский канал совершил настоящий переворот в мировой экономике и, конечно же, в судоходстве, ведь до его появления кораблям, которые шли из Сан-Франциско в Нью-Йорк, приходилось огибать Южную Америку и преодолевать 23 000 километров, а после открытия водной «срезки» путь сократился до 9500 километров. Предлагаем вашему вниманию подборку любопытных фактов о канале.

Идея появилась в незапамятные времена

GettyImages-110508624.jpg

Необходимость строительства канала была озвучена еще в XVI веке, а именно в 1513 году. Тогда о целесообразности проекта говорил испанский исследователь Васко Нуньес де Бальбоа. Именно он обнаружил, что Панамский перешеек является самым узким участком суши, связывающим Атлантический и Тихий океаны. Понятное дело, в те времена запустить подобное строительство было нереально.

Громкие судебные разбирательства

Над первоначальным проектом Панамского канала работали по-настоящему звездные профессионалы, например компания Фердинанда де Лессепса, которая занималась Суэцким каналом, а также Гюстав Эйфель, автор легендарной парижской башни. Дело было в конце XIX века, и тогда проект спланировали из рук вон плохо — не хватало ни оборудования, ни финансирования, многие расчеты оказались неверными, строительство в итоге провалилось, а Лессепс и Эйфель были приговорены к тюремному заключению за мошенничество. После этого скандала Эйфель ушел из бизнеса и посвятил себя научным исследованиям.

История канала на фоне истории государства

GettyImages-944652464.jpg

Продвижением проекта канала почти все время занимались США (как кровно заинтересованная в строительстве сторона), а также европейские государства, такие как Франция. Панама на тот момент была частью Колумбии, и окончательное соглашение долго не удавалось ратифицировать. В итоге Панама объявила независимость, а Америке дали право на зону в 500 с лишним квадратных миль (более 1000 квадратных километров), где можно было строить канал. Вплоть до 1999 года инженерное сооружение контролировалось правительством США, а затем было передано властям Панамы, и это повлияло на экономику латиноамериканской страны наилучшим образом.

Жертвы при строительстве

GettyImages-931910274.jpg

Массовая гибель рабочих на подобных глобальных стройках — увы, не редкость, особенно в прошлом. Не стал исключением и Панамский канал — про него можно сказать, что он сооружен на крови и костях. За время строительства погибло более 25 000 рабочих. Условия труда действительно были невыносимыми — жара, сверхтяжелые нагрузки, тропические болезни, в том числе желтая лихорадка и малярия. Ландшафт был очень сложным, изнурительный зной сменялся тропическими ливнями, нередко происходили и несчастные случаи.

Пропускная способность

GettyImages-452343389.jpg

Ежегодно по Панамскому каналу проходят от 12 000 до 14 000 судов. Чаще всего это американские корабли, но также китайские, чилийские, японские, колумбийские, корейские судна. Проходить по каналу недешево, но все же гораздо выгоднее, чем плыть в обход. Пошлина зависит от размеров судна и его грузового объема и может доходить до нескольких сотен тысяч долларов США. Путь по каналу занимает от 8 до 10 часов, за это время каждое судно поднимается по системе шлюзов, причем на это время капитан отстраняется от управления, его место занимает специально обученный персонал. Экипаж в это время может передохнуть и насладиться впечатляющими видами столицы Панама-сити, а потом и непроходимых диких джунглей, которые покоряли инженеры при строительстве канала.

Читайте также: На краю света: как и чем живет Панама

Экологический вопрос

GettyImages-542362922.jpg

В процессе строительства канала были осушены многие болота, и вообще его появление здорово поменяло ландшафт Панамы. Не назвать дружественной к окружающей среде и ежедневную эксплуатацию сооружения: для прохода одного судна через канал требуется более 200 миллионов литров пресной воды! Ее берут из водохранилища Гатун, сформированного путем перекрытия реки Чагрес.

Еще шире

GettyImages-613442762.jpg

На протяжении последних лет то останавливаются, то возобновляются и работы по расширению канала, чтобы по нему могли проходить большие суда класса post-Panamax. А что касается просто Panamax, то это стандарт судостроения, который появился именно благодаря Панамскому каналу. Такое судно должно иметь не больше 305 метров в длину, почти 34 метра в ширину и 26 метров осадки.

Читайте также: Морские монстры: самые большие торговые суда, которые можно встретить в море

Туристическая достопримечательность

GettyImages-624850180.jpg

Панамский канал — одна из самых известных мировых достопримечательностей. По его берегам расположены смотровые площадки, с которых можно наблюдать, как меняется уровень воды, чтобы суда могли беспрепятственно преодолеть необходимое расстояние. Можно проплыть и по самому каналу, например на частной яхте.

Альтернатива

GettyImages-630807393.jpg

Любопытно, что сначала США планировали построить канал не в Панаме, а в Никарагуа. Предполагалось, что это будет выгоднее по экономическим и политическим причинам. Предполагалось задействовать гигантское пресноводное озеро Никарагуа, которое расположено в центре страны. К обсуждению проекта вернулись в XXI веке, несмотря на многочисленные протесты местного населения. Основным инвестором в данном случае выступил Китай. В конце 2014 года начали строить подъездные пути к местам будущих работ, а первые суда должны были проплыть по каналу уже в 2019-м, но в настоящий момент проект заморожен на неопределенный срок.

***

Фото: Patricia Hamilton / Getty Images (x2), Glowimages / Getty Images, DEA / BIBLIOTECA AMBROSIANA / Contributor / Getty Images, UniversalImagesGroup / ContributorDEA / C. MAURY / Contributor / Getty Images, Eric Lafforgue / Art in All of Us / Contributor / Getty Images, Thomas Koehler / Contributor / Getty Images, philippe giraud / Contributor / Getty Images, Buyenlarge / Contributor / Getty Images
Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ