Спорт во спасение: что такое джимхана

Спорт во спасение: что такое джимхана

Чтобы устроить красочное шоу, нужно всего ничего: пустая парковка, разноцветные конусы, нарисованная на бумаге трасса и, конечно, автомобили или мотоциклы. Так, джимхана — это любительский вид спорта, для которого вообще не нужно дорабатывать своего железного коня (неважно, двухколесного или четырехколесного). Нужно лишь желание совершенствоваться... И однажды оно может выручить на дороге и даже спасти жизнь.

Немного истории

Само слово «джимхана» (gymkhana) впервые появилось в английском языке, а заимствовано было из хинди. Если переводить дословно, это что-то вроде «место для упражнений». Индийский корень означал любое соревнование, участники которого работают на износ, стараясь обойти соперников. Потом, уже во время британского колониального господства, джимханой стали называть конноспортивные состязания, где ездоку нужно было преодолевать препятствия верхом.

GettyImages-888862296.jpg

А вот джимхана как автомобильная дисциплина появилась в Японии во второй половине XX века и чуть позже захватила Америку, Англию, Южную Африку и многие другие страны. Сегодня этот вид спорта управляется Японской автомобильной федерацией и входит в официальный календарь соревнований. Заезды для заводских и доработанных мотоциклов и автомобилей всегда дифференцируются. В Америке дисциплина развивается параллельным курсом — правда, там джимхану часто называют «автородео».

Правила игры

Суть соревнования заключается в прохождении трассы за минимальное время (от 45 секунд до 1,5 минуты), при этом нужно допустить как можно меньше ошибок. Концентрация и единение с автомобилем должны быть абсолютными. Участники виртуозно обходят препятствия, сооруженные из конусов, бочек и покрышек, демонстрируют сложнейшие повороты и развороты на 180 и 360 градусов, крутят «восьмерки», и все это — на первой и второй передаче, иногда даже включают заднюю. Штурмана нет — пилот должен запомнить нарисованный маршрут и воспроизвести его без ошибок. Обычно действо происходит на открытой площадке с асфальтированным покрытием, например на пустой парковке. Иногда используются трассы для картинга или небольшие участки дорог, которые предварительно перекрываются.

mtx_block_ken_137296_04.jpg

Судьи, которые оценивают участников заездов, обращают внимание не только на время и скорость каждого конкретного водителя. В джимхане важны стиль и изящество — дополнительные очки можно заработать за четкость выполнения элемента, максимально близкий к препятствию проезд, безукоризненное следование линиям трассы (это называется «стопроцентной зоной»).

Правила американской джимханы несколько отличаются от классической. Там одновременно стартуют сразу два пилота, причем их трассы, одинаковые по протяженности, могут различаться по построению. Гонка проходит в два этапа, таким образом, каждый из участников проезжает по каждой из фигур, а баллы потом суммируются, и определяется сильнейший.

Мастер невероятных шоу

Как и в любом другом виде спорта, в джимхане есть свои рекордсмены и звезды. Эксперты и ценители «автородео» наверняка сразу же вспомнят Кена Блока. Американский раллист и по совместительству бизнесмен, владелец крупного обувного бренда, Блок производит впечатление абсолютно ненормального экстремала. Видеоролики, в которых он вытворяет с машинами нечто невероятное, вызывают у некоторых зрителей восторг, а у некоторых — шок. Причем неважно, гоняет ли он по заброшенной базе ВВС, по песчаным барханам (с леопардом на пассажирском сиденье) или скользит по снежным склонам в сопровождении десятка сноубордистов.

Джимхана стала настоящей страстью Кена — благодаря ему этот спорт стал популярен не только на его родине, в США, но и во всем мире. Причем, новое увлечение захватило его совершенно случайно — по его словам, сначала он просто хотел снять несколько видеороликов, чтобы показать людям, что это такое и насколько это весело.

Не только четыре, но и два колеса

Почти сразу же вслед за автомобильной появилась и мотоджимхана. Она также возникла в Японии в 1970-х. Смысл практически тот же: искусное маневрирование между препятствиями, но если учесть специфику двухколесного транспорта — принцип гироскопа, — задача спортсмена тут сложнее: нужно «закладывать» мотоцикл под максимальным углом, быстро меняя правый «крен» на левый и наоборот, умудряться ювелирно разворачиваться там, где для этого почти нет места и, опять же, всю трассу держать у себя в голове. Как и в случае с классической джимханой, никаких специальных доработок для транспорта не требуется — попробовать себя в этой дисциплине, просто приехав на открытую тренировку, может обладатель любого железного коня, обязательно только наличие экипировки — шлема, наколенников, налокотников, мотобота.

А выглядит такая тренировка чрезвычайно зрелищно и необычно, действо всегда приковывает внимание сторонних наблюдателей. В последние годы мотоджимхана активно развивается и в российских городах. Это некоммерческий проект — занятия бесплатные и направлены, прежде всего, на снижение аварийности на дорогах. Водители учатся лучше чувствовать свой транспорт, виртуозно объезжать препятствия, моментально реагировать на непредвиденные ситуации на дороге. Ведь мотоциклиста, как и военного летчика, все кругом хотят сбить, пусть и нечаянно.

***

Фото: Hindustan Times / Contributor / Getty Images, matrixpictures / Legion-Media

Ключевые слова: авто, спорт, джимхана, экстрим
 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи