12 августа 2018

Примерно тогда же в Америке начали выращивать табак, в Европе — производить сыр, в Турции появились зеркала, а Черное море стало соленым.

Лошади исчезли из Нового Света

Аляска, США

8000 лет назад... Научились делать виноградное вино

Эволюция семейства лошадиных началась в Северной Америке, откуда предки современных лошадей перешли в Евразию, когда вместо Берингова пролива еще была суша. Однако сами жители обеих Америк лишились шанса одомашнить мощное ездовое животное: по данным ученых, вероятно, в первой половине 6-го тысячелетия до н. э. там вымерли последние представители рода Equus . А в XVI веке европейские колонисты на лошадях завоевали Новый Свет.

Научились делать виноградное вино

Шулавери-гора, Гадахрили-гора, Грузия

8000 лет назад... Научились делать виноградное вино
Алазанская долина, один из центров виноделия в современной Грузии

Древнейшие на сегодняшний день свидетельства виноделия ученые нашли в Грузии. На осколках глиняных сосудов, созданных приблизительно 8000–7800 лет назад, обнаружили соли винной кислоты.

Соленые воды дошли до Черного моря

Черное море

8000 лет назад... Научились делать виноградное вино

По крайней мере, сторонники так называемой теории черноморского потопа утверждают, что в первой половине 6-го тысячелетия до н. э. в него, тогда еще пресноводное озеро, прорвались соленые потоки из Средиземного моря. Впрочем, у этой версии есть и противники. Дискуссия продолжается.

Освоили производство сыра

Куявия, Польша

8000 лет назад... Научились делать виноградное вино

На осколках древних глиняных сосудов с дырками в днище ученые нашли остатки молочных жиров и белков. Эти неолитические «дуршлаги» использовались для отделения сырной массы от сыворотки, как и современные сита.

Стали выращивать табак

Центральная и Южная Америка

8000 лет назад... Научились делать виноградное вино

По крайней мере, древнейшие свидетельства культивирования в Новом Свете растения, с помощью которого в наши дни вредят здоровью 1,1 миллиарда человек, относятся примерно к 6000 году до н. э.

Изобрели зеркала

Анатолия, Турция

8000 лет назад... Научились делать виноградное вино

Ученые предполагают, что люди в эпоху неолита смотрелись в отшлифованные и отполированные куски обсидиана. Самые ранние образцы подобных зеркал диаметром около 9 см, найденные в захоронениях поселения Чатал-Хююк, датируются 6200–6000 годами до н. э.

Научились плавить медь

Сербия

8000 лет назад... Научились делать виноградное вино

Шлак, найденный возле балканского поселения Беловоде и датированный серединой 6-го тысячелетия до н. э., — древнейшее свидетельство выплавки этого металла. В том же регионе найдены изготовленные таким способом топоры и долота.

Остров Новая Гвинея отделился от Австралии

Торресов пролив

8000 лет назад... Научились делать виноградное вино

По данным исследователей, примерно восемь тысячелетий назад уровень моря стал повышаться, в результате чего начал образовываться Торресов пролив, который в наши дни разделяет Новую Гвинею и континент.

Появилось первое поселение на месте Алеппо

Алеппо, Сирия

8000 лет назад... Научились делать виноградное вино

Второй по величине город Сирии — один из древнейших городов мира, непрерывно населенных до сегодняшнего дня; упоминания о нем встречаются в текстах 3-го тысячелетия до н. э. А первые люди на этой территории, по данным археологов, обосновались, предположительно, в 6-м тысячелетии.

Фото: ALAMY (X2) / LEGION-MEDIA, GETTY IMAGES (X5), DIOMEDIA, OMAR HOFTUN (CC-BY-SA)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2018 г.