Renault Duster: до Сахары подбросишь?

Renault Duster: до Сахары подбросишь?

Разъезжаем по Марокко на московских номерах

_DSC4602.jpg

Марокко? Возможно, это лучшая страна для знакомства с Африкой — цивилизованная, красивая, в меру удаленная от испепеляющего экватора. Сюда легко добраться на самолете, и виза не нужна. Те, кто с детства мечтал увидеть Сахару, в Марокко могут сделать это организованно и безопасно. За этим здесь и мы, с одной поправкой: в Касабланке нас ждут прибывшие своим ходом из России «Дастеры». Спасибо, не надо нам трансферов, такси, верблюдов и багги. Мы сами!

DSC_5234-1200.jpg

В Марокко мы прибыли со своим самоваром: в стране есть завод группы Renault, где собирают «Дастеры» под маркой Dacia (у них проще салоны и скромнее оснащение), а «каблучки» Dokker даже отправляют в Россию. Ну а наши «Дастеры» — российской сборки, с эмблемами Renault. Все машины дизельные (1,5 л, 109 л. с.) с полным приводом и 6-ступенчатой «механикой». Хочешь автомат или передний привод — выбирай бензин, а дизель доступен только в таком сочетании. Цена «Дастера» на солярке начинается от 986 990 рублей.

IMG_6035_1200.jpg

Взвод кроссоверов приехал в Касабланку своим ходом: на колесах через всю Европу, а потом на пароме в Танжер. Нам было значительно легче, спасибо прямому рейсу Royal Air Maroc из Москвы. В Касабланке мы не задержались и немедленно выдвинулись в Марракеш. Это была самая спокойная часть пути за всю экспедицию: отличное многорядное шоссе с ровным асфальтом, без камер и почти без полиции. Дизельный Duster позволяет с комфортом держать скорость 120 км/ч на шестой передаче, быстрее — становится шумновато. Возмущаются внедорожные покрышки BFGoodrich All Terrain T/A (они проявят себя позже), ветер свистит в стойках. В остальном как на обычном легковом автомобиле.

IMG_6198_1200.jpg

Программа следующего дня интереснее: пересечь Атласские горы! Асфальт с километрами скудеет и со временем иссякнет вовсе. Это не потому, что в Марокко плохо с дорогами, — просто мы выбираем более героические маршруты. На каменистых перевалах Duster в своей стихии: прет, как бульдозер, легко протискивается по узкой колее, решительно сопротивляется посредством кондиционера африканской жаре. Ни один камень не может дотянуться до бамперов и порогов, а шины BFGoodrich наконец-то воспряли. Их боковой протектор помогает на каменистой почве и защищает покрышки от боковых порезов. Общие потери по итогам дня: ровно ноль пробитых колес. Отлично!

Констатируем, что переправа через горы была не слишком экстремальной, а больше всего нервов за день нам потрепали первые полчаса пути — выезд из Марракеша. Движение здесь хаотическое, как танец пыли в луче света. Быстрее всех мечутся скутеры: в каждый момент они везде — спереди, сзади, справа, слева — и все время отчаянно маневрируют. Водители автомобилей, похоже, просто не обращают на них внимания. На многих улицах нет тротуаров, и в винегрет дорожного движения невольно вмешиваются и пешеходы — идти им больше негде.


Ночь встречаем посреди пустыни. Для нас подготовлен настоящий лагерь с коврами, шатрами и даже мягкими кроватями. Вода привозная, электричество от генератора. После нашего отъезда лагерь разберут, и в пустыне не останется и следа пребывания людей.

IMG_6232_1200.jpg

Этот уголок Сахары на границе с Намибией — самая настоящая пустыня. Такая, как в кино. Как в приключенческих телепередачах. Как в книгах из детства. С оазисами, верблюдами и дюнами до горизонта.

IMG_6246_1200.jpg

Рельеф здесь не так уж и однообразен. По каменистому дну высохших озер можно легко держать 50–60 км/ч. И никто не едет колонной след в след — в пыли ничего не видно, и машины здесь идут параллельным курсом. Конечно, группировки вроде нашей в этих краях редкость, но и на одной машине в пустыню соваться не стоит.

IMG_6315_1200.jpg

И вот наконец дюны! Чистейший желтый песок, настоящие горы песка. Ездить по барханам не такая уж необходимость — скорее, экстремальное развлечение. И тут придется собрать волю в кулак: другой внедорожный опыт в песках практически бесполезен, а инстинктивные действия не всегда правильные.

IMG_6285_1200.jpg

В песке очень легко закопаться, а вот выехать потом целое дело. Можно застрять на подъеме, на вершине бархана, на ровном месте и даже на спуске. Если не осилил подъем, стартовать дальше наверх даже не пытайся. Если машина еще не закопалась, нужно съехать вниз, набирая скорость, и так же, задним ходом, заехать на соседний бархан — насколько получится высоко. Трогаться вниз с горы уже будет легче.

IMG_6277_1200.jpg

Как ты понял, главная ошибка в песке — потеря скорости. Газ нужно держать даже перед самой вершиной, глядя в небо. На перегибе страшно — можно отпустить газ (не секундой раньше нужного момента!), но тормозить нельзя. И неважно, что в следующую секунду откроется твоим напуганным глазам. Сползти по песку вниз, даже с большого уклона, не так уж и опасно. Но если тронуть тормоз, можно сделать траекторию неуправляемой. Ну или опять же закопаться.

Буксировочные проушины в тот день даже не закрывали, а лопаты не убирали далеко. Надо сказать, что Duster на барханах вовсе не был мальчиком для битья. Мы опасались, что зубастый боковой протектор шин BFGoodrich будет лишь помогать машине закапываться в песок, но покрышки гребли достойно. Дорожный просвет «Дастера» — целых 205 мм, расстояние между осями невелико, свесы короткие, вес небольшой.

IMG_6286_1200.jpg

Геометрическая проходимость «взрослого» внедорожника подкреплена серьезной «матчастью». Как и у большинства кроссоверов, задняя ось полноприводного «Дастера» подключается при пробуксовке передних колес. Также можно подключить ее принудительно и ехать в режиме 4×4. Самая слабая часть такой конструкции — межосевая муфта, ответственная за распределение тяги по осям. Если ее перегреть, привод на задние колеса на время отключится. Как правило, это происходит в действительно тяжелых условиях и после неверных действий водителя — например, после длительной пробуксовки. Но «Дастеру» повезло: многодисковая муфта досталась ему от Nissan Murano. Узел, рассчитанный для совершенно иной тяги и значительно большей массы, перегреть практически невозможно. Во всяком случае, если не пытаться сделать это специально, ну а заниматься глупостями в пустыне разумный человек не станет.

IMG_6344_1200.jpg

Тяги у 1,5-литрового дизеля хватает: 240 Н·м доступны уже с 1750 об/мин. Единственный минус — специфический выбор передач в 6-ступенчатой «механике». Первая и вторая — короткие, а третья — напротив, длинная. В таком выборе передаточных отношений есть логика: Duster обходится без «понижайки» и эффективно ползет вниз, тормозя двигателем. Но в песке лишний раз лучше не переключаться, поэтому приходилось нередко долго ползти на второй.

IMG_6359_1200.jpg
Колодец в пустыне. Таз и ведро сделаны из автомобильных шин. Вот, оказывается, что мастерят марокканские школьники на уроках труда!

К закату мы вновь выехали на каменистую равнину. Увы, она тоже может быть коварной — расслабляться в пустыне нельзя, даже если все кажется безобидным. Наградой за очередной сеанс работы лопатами стал немыслимый розово-фиолетовый закат над горами, заставившими вспомнить американский штат Юта. Солнце ныряет за горы очень быстро, внезапно оставляя путешественников в темноте и холоде. Но если кондиционер «Дастера» выдержал целый день в Сахаре, то для его печки местная прохлада — пара пустяков.

Обратный путь в Марракеш по асфальтовым дорогам уже казался банальной скучищей. Хотя экзотических видов в Марокко полно. Эта заправка ненастоящая: в конце 1980-х здесь снимали второсортный американский ужастик «У холмов есть глаза — 2». Почему нет: здешние места легко выдать, скажем, за Неваду. Огромный камень на платформе старого грузовика бутафорский — он легкий и пустой внутри.


Рядом с городами есть отдельно стоящие в песках отели-оазисы. Нередко у них высокий рейтинг Booking и Trip Advisor. Здесь хорошие рестораны, все аутентично. Снаружи на стене, как правило, есть кран с водой, у которого привязана кружка.


В городах возраст домов невозможно определить — они все из одной и той же глины и кирпичей. Некоторые постройки выглядят так, будто замок на песке размыло дождем. Раньше строения в этих краях не были по-настоящему капитальными. Люди были готовы сняться с насиженных мест, если уйдет вода, и время от времени это происходило.


Придорожные лавки хочется рассматривать. Но если не собираешься что-то покупать, лучше к ним не приближаться. Азартно торговаться — это спорт для местных и развлечение для приезжих. Решишь поучаствовать — не уподобляйся туристкам, громко выкрикивающим числа наперегонки с продавцами.

IMG_6398_1200.jpg

Говори спокойно, тихо. Не преувеличивай свою заинтересованность товаром, который не отличается от такового в соседней лавке. Благодари за предложение, которое тебе делает торговец, но говори, что можешь заплатить лишь втрое меньше. Называй сумму один раз. После этого вежливо прощайся и уходи. Отпустить тебя, конечно, не захотят. Скорее всего, ты получишь желаемое на своих условиях.

IMG_6442_1200.jpg

Что везти из Марокко? Серебряные украшения ручной работы, ковры, металлические лампы. Многие хотят привезти тажин — в этой глиняной посуде мясо или овощи тушатся на пару, который заперт внутри высокого глиняного конуса. Однако купить качественный тажин — как выиграть в лотерею. Многие из них не до конца прокалены, некоторые негерметичны.


Чего делать не надо, так это фотографировать дрессировщиков змей (даже не спрашивай) и покупать «самоцветные» минералы: они крашеные. Также не стоит фотографировать полицию и военных. Говорить о том, что руки перед едой надо тщательно мыть, напоминать не станем. Это тебе и мама в детстве говорила. И еще один совет: захочешь побывать в Марокко — выбирай конец октября. День еще не совсем короткий, и уже не так жарко. Виза не потребуется.

Фото: Андрей Моторов, Renault

Материал опубликован на сайте Maximonline.ru

 
# Вопрос-Ответ