Игротека: Все игры мира — алтайская шатра

Игротека: Все игры мира — алтайская шатра

Что будет, если скрестить шашки с шахматами, украсив получившийся гибрид забавами из Древней Индии, Персии и Китая? Результат известен: получится алтайская шатра.

_035.jpg
В шатру играют обыкновенными шашками. Перевернутая шашка — это бий, а сдвоенная — батыр

Алтай — словно перекресток, на котором сходятся разные культуры Востока. Будучи частью России, республика граничит с Казахстаном, Монголией и Китаем. Коренное население Алтая — алтайцы, но это лишь объединяющее название для множества малых народов, среди которых теленгиты, кумандинцы, тубалары, челканцы, телеуты. Живя вместе, они обзавелись общими традициями. Религиозное учение бурханизм возникло в начале XX века. Национальный праздник Эл-Ойын («всенародные игры») впервые отметили в 1988 году. Шатра — тоже новодел, национальный продукт, созданный в 1970-е учеными в рамках программы по возрождению культурного наследия Алтая.

К тому моменту, когда этнографы взялись за воссоздание шатры, игра практически исчезла. Специалисты Горно-Алтайского НИИ истории, языка и литературы ездили по отдаленным стойбищам Кош-Агачского аймака (района) и играли со старейшими животноводами, выспрашивая, как выглядела доска и ходили фигуры. Чтобы собрать обрывки правил воедино, научные сотрудники консультировались с ведущими шашистами и шахматистами.

Сейчас трудно понять, что в шатре было изначально, а что привнесли этнографы. На Алтае постоянно ведутся раскопки, но среди находок нет ни игровых досок, ни фигур. Однако шатра и сама может многое рассказать о себе: в ней перемешались элементы древнейших игровых систем разных стран. Название происходит от персидского «шатрандж», что, собственно, и означает «шахматы». Большое сетчатое поле отсылает к арабской игре киркат. Наличие крепостей напоминает об индийских шашках. Конусовидная форма фигур характерна для индо-персидской игровой традиции.

Игровое поле в шатре разделено «рвом» — это аналог реки в китайских шахматах сянци. Как и шатры, пешки в сянци на домашней части поля ходят только вперед и лишь на половине противника обретают свободу маневра. Вероятно, сянци на Алтай завезли китайцы или монголы (кстати, национальные монгольские шахматы носят название «шатар»).

Кроме обычных фигур в шатре есть бий («вождь»), по значению напоминающий шахматного короля. Привилегированная фишка бытовала в древних шашечных системах от римских латрункулей до лапландского дабло, но сохранилась только в шатре. Ее наличие вносит в игру дополнительный элемент стратегии: для победы необязательно уничтожать все силы противника, достаточно срубить фишку-предводителя. Некоторые элементы правил явно заимствованы из современных шашек и шахмат. В частности, дойдя до противоположного конца поля, шатра превращается в дальнобойного батыра (богатыря), который ходит и бьет, как ферзь.

В дружных домах древние традиции часто обрастают семейными ритуалами. Родные готовят специальные блюда на праздники, говорят особые тосты, надевают похожие костюмы. Народы Алтая объединили все древние игры Востока в одну, чтобы играть в нее вместе, по-семейному. Получилось интересно — профессиональные шахматисты старались не зря.

Шатра

На доске есть большое поле боя и две крепости. Клетки, отделяющие крепости от основного поля, называются воротами. Ров (серединная линия) делит игровое пространство ровно пополам

_010.jpg

Виды шашек

Шатра — воин. На своей половине поля ходит только вперед на одну клетку. Достигнув рва, обретает способность двигаться по диагонали, а окончательно перейдя ров — еще и вбок. Отступать шатра не имеет права.

Бий — предводитель отряда. Ходит в любом направлении на одну клетку.

Батыр — богатырь. Ходит в любом направлении на любое количество клеток, как шахматный ферзь.

Тонкости

   ■ Первый ход шатра может сделать на две клетки вперед, как шахматная пешка.

   ■ После хода по горизонтали пойти в обратном направлении шатре разрешается только через ход. Правило введено для предотвращения патовой ситуации с повторением шагов.

   ■ Взятие на проходе существует и обязательно: если фигура соперника сходила на две клетки, при этом на первом поле были условия для ее взятия, фигура считается взятой.

VS06_125_Igroteka.jpg

Взятия

Принцип шашечный: если за фигурой соперника есть свободное поле, она бьется прыжком в любом направлении, в том числе назад. Взятие обязательно для шатры и батыра, но не для бия. Если бий отказывается от рубки, он все равно должен сделать ход. Серию взятий шатра и батыр обязаны доводить до конца. Оказавшись в воротах, фигура приобретает «право бия»: игрок может выбирать, рубить ею или нет.

Превращения

Дойдя до последней линии вражеской крепости, шатра превращается в батыра. Если шатра производит серию взятий с превращением, батыр обязан завершить ее.

Цель игры

Чтобы победить, нужно лишить соперника возможности сделать ход, срубив или заперев все его фигуры, или просто уничтожить вражеского бия.

Правила резерва

   ■ Шатры в крепостях и воротах — это резерв. Ходить внутри крепости они не могут, но игрок может выставлять их по одной на большое поле, причем только по порядку: слева направо, сверху вниз, на любую клетку своей половины. А вот взятие в крепостях происходит по общим правилам: агрессора бьют резервной шатрой.

   ■ Фигура с большого поля не имеет права входить в свою крепость или ворота, пока там находится хотя бы одна шатра начального резерва. Шатра или батыр, оказавшиеся после взятия в своей крепости или воротах, не могут даже рубить — такое позволено лишь бию. В опустевшей крепости фигуры не только свободно перемещаются, но и обретают свойства резерва: могут выставляться на большое поле.

   ■ Вторжение в крепость противника разрешено в любой момент, при этом шатры ходят там по общим правилам и также обретают права резерва, но выставляться могут только на половину соперника.

КИБЕРНЕТИКА
Мир тесен

C7BWEN.jpg

Компьютерную программу для алтайской национальной игры написал знаменитый британский рок-музыкант. Фрэнсис Монкман, основатель групп Curved Air и Sky, а по совместительству программист, изучил правила игры по книгам и сайтам. Программа была написана в 1998 году для Windows 98, но работает и на современных компьютерах. 

С компьютером можно сыграть в шахматный, более сложный, вариант шатры.

sd_screen1.jpg

DSC01154-.jpg От первого лица

«На Алтае раз в два года проводят Эл-Ойын, национальный праздник со спортивными состязаниями, — рассказывает профессиональный гид Юлия Копыч. — На нем играют в шатру, потому что это одна из самых популярных игр в республике. В Горно-Алтайске в школах есть кружки, где преподают шатру. Также соревнования на Эл-Ойыне включают национальную борьбу куреш, упражнения с камчой (плеть), гиревой спорт, лазанье на кедр. На мой взгляд, самое зрелищное состязание — это кёк-бору, или „козлодрание“: участники скачут на конях и борются за тушу козла, которую нужно забросить в ворота, называемые „казаном“. Это игра на силу, скорость и ловкость».

Юлия — участница Всероссийского конкурса «Лучший гид России», организованного Русским географическим обществом. Каждый, кто влюблен в свой родной край, может поделиться рассказом о нем со всей страной.

rgo_logo_rus_bluewhite.png Две минуты славы

Любимыми не принято делиться, если только речь не идет о любимом городе, деревне, регионе. В свой родной край хочется пригласить гостей со всей планеты. Сделать это можно, поучаствовав в конкурсе «Лучший гид России», который проводит Русское географическое общество. Заявиться на конкурс может как профессиональный экскурсовод, так и любитель. Для этого нужно снять двухминутный видеоролик на русском языке и предложить его в качестве новости в официальной группе РГО «ВКонтакте» до 31 июля 2018 года. На конкурс принимаются работы, посвященные красоте и культуре России, но участвовать могут граждане любой страны.

RIAN_2877873.HR.ru.jpg

Участники церемонии открытия спортивной части праздника Эл-Ойын на ипподроме в селе Ело Онгудайского района Республики Алтай

TASS_484649.jpg

Джумалинский радоновый источник располагается на 100 км юго-западнее села Кош-Агач. В этой местности этнографы искали корни древней шатры

Shatranj.jpg

Иранский набор для игры в шатрандж XII века хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. С точки зрения правил шатрандж практически идентичен современным шахматам, которым он, вероятно, приходится ближайшим предком

Фото: ДЕНИС БЕЛОШИЦКИЙ, КИРИЛЛ ЧАПЛИНСКИЙ / ФОТОХРОНИКА ТАСС, АЛЕКСАНДР КРЯЖЕВ / РИА НОВОСТИ, ЮЛИЯ КОПЫЧ, ДЕНИС БЕЛОШИЦКИЙ, ZERESHK (CC-BY), ALAMY / LEGION-MEDIA

Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед

Благодарим Федерацию Алтай шатры Республики Алтай за предоставленную игру и помощь в съемке.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2018

 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи