Плавучие крепости: самые большие военные корабли прошлого и настоящего

Плавучие крепости: самые большие военные корабли прошлого и настоящего

Мы уже рассказывали о самых больших самодвижущихся сооружениях на планете — торговых судах (супертанкерах, контейнеровозах и их «коллегах») и пассажирских лайнерах. Первые — один из главных элементов мировой экономики, вторые — синонимы роскоши и комфорта. Но есть гигантские плавучие сооружения, которые для многих являются символами военной и экономической мощи государства, чести нации и флага и заодно неплохими аргументами в спорах с соседями по планете. Речь о военных кораблях. Познакомимся с крупнейшими из них.

Что будем измерять

Для целей этого обзора — длину и водоизмещение. А именно расстояние от крайней точки на носу до крайней точки на корме и то, сколько воды вытесняет подводная часть судна. В случае с военными кораблями эти показатели наиболее значимы. Подробнее о том, в чем можно измерять плавучие транспортные средства, мы уже рассказывали тут.

Самые большие из существующих: американские авианосцы

Самые большие военные корабли, находящиеся сегодня в эксплуатации, или, лучше сказать, в строю, — авианосцы. Это и понятно: еще Вторая мировая война показала, что плавучая авиабаза — это очень удобно (а плавучая крепость типа линкора — как раз наоборот, но об этом ниже).

Самые большие в мире авианосцы находятся на сегодняшний день в составе ВМС США. Это новейший USS Gerald R. Ford, введенный в состав флота 31 мая 2017 года после восьми лет строительства. USS Gerald R. Ford — первый из запланированных десяти однотипных кораблей, два из которых уже строятся на верфях Newport News Shipbuilding в городе Ньюпорт-Ньюс (шт. Виргиния), и это поистине исполинское сооружение. Его длина — 337 метров, водоизмещение при полной загрузке составляет около 100 тыс. тонн, полетная палуба имеет размеры 333 на 78 метров, и на ней умещается 18 пунктов для заправки и вооружения самолетов. Кстати, о самолетах: их, а также вертолетов и беспилотников, на борту USS Gerald R. Ford может быть до 90 штук. Экипаж авианосца — 2500–2700 человек. Сердца у огромного корабля два — это ядерные реакторы, способные работать без замены ядерного топлива в течение 50 лет, то есть практически весь срок службы корабля.

  • Gerald R. Ford развивает ход до 30 узлов, то есть около 56 км/ч

Об этом шедевре инженерной мысли можно долго рассказывать и даже посвятить ему отдельный материал, но мы вместо этого заметим, что у него достойные конкуренты. Правда, они тоже служат в составе ВМС США. Это десять авианосцев класса Nimitz, которые Gerald R. Ford и его будущие собратья призваны заменить.

«Нимицы» имеют похожие водоизмещение, но Gerald R. Ford все же на четыре метра длиннее и при этом намного эффективнее, что неудивительно: первый авианосец класса Nimitz был построен в 1975 году (последний же George H. W. Bush — в 2009-м). У авианосцев класса Nimitz экипаж на 500–900 человек больше, и ему приходится трудиться активнее, а их силовая установка вырабатывает на четверть меньше энергии.

Admiral_Kuznetsov_aircraft_carrier.jpg
Единственный российский авианесущий корабль — ордена Ушакова Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — уступает американским авианосцам по размерам и отчасти по боевым возможностям, зато может входить в Черное море, куда обычным (иначе говоря, «полноценным») авианосцам вход закрыт, согласно договору Монтре

Интересно, что в ряду крупнейших находящихся в строю военных кораблей американские авианосцы хоть и лидеры, но не единственные претенденты. Конкуренты, впрочем, им сильно отступают. Речь о 315-метровом пока безымянном китайском авианосце водоизмещением 70 тыс. тонн (его еще строят), 305-метровом российском авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» и 270-метровом британском корабле HMS Queen Elizabeth, самом большом из всех когда-либо построенных для британского флота.

Неавианесущие корабли

А что же, спросите вы, военные корабли прочих типов? Неужели ни у кого не возникала мысль построить неавианесущий корабль большого размера? Возникала, и эту мысль даже пытались реализовать. Так, Япония перед Второй мировой войной начала постройку одного из самых больших военный кораблей в истории и крупнейшего линкора — 263-метрового «Ямато» и его близнеца «Мусаси».

Стратеги японского флота готовились к генеральному сражению с американским флотом в Тихом океане, а для этого им, как они полагали, нужны были несколько огромных хорошо вооруженных кораблей. Вскоре после принятия «Ямато» на службу в 1941 году оказалось, впрочем, что война с США превращается в бесконечную череду мелких стычек, а главным оружием в них являются самолеты, взлетающие с палубы авианосцев. Причем в абсолютном большинстве этих стычек оба линкора не принимали участие. В 1944 году эти корабли выступили-таки в крупном сражении за Филиппины. В нем «Мусаси» оказался потоплен после двух лет и трех месяцев службы, а «Ямато» ушел к берегам Японии (сражение было японцами проиграно), чтобы погибнуть в последнем сражении в начале апреля 1945-го у берегов Окинавы в большой степени от авиабомб.

GettyImages-513686119-.jpg
Из-за долгого бездействия корабля во время Второй мировой войны в японском ВМФ о «Ямато» стали говорить так: «На свете есть три самые большие и бесполезные вещи — египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор „Ямато“»

То была довольно бесславная кончина для огромных кораблей, ради которых довоенной Японии пришлось модернизировать большую часть промышленности страны и потратить огромные деньги (масштабы были сравнимы с затратами на космические программы). Событие убедило крупные морские державы в том, что эпоха огромных линкоров прошла. Впрочем, это не помешало американцам к концу Второй мировой построить огромные, 270-метровые, корабли класса Iowa (в количестве четырех штук) и эксплуатировать их до конца холодной войны, но не в качестве главных действующих лиц, а в основном как членов авианесущей группировки.

GettyImages-dv144016-.jpg
USS Iowa ведет огонь во время учений

Все выше сказанное не означает, что больших неавианесущих кораблей в Мировом океане не осталось. Самый большой корабль российского флота и по совместительству самый большой и один из мощнейших действующих неавианесущих военных кораблей на планете — ордена Нахимова тяжелый атомный военный крейсер «Петр Великий». Его и еще четыре таких же спроектировали в конце 1970-х для борьбы с авианосными ударными группами (какие есть только у США) — не в одиночку, конечно, а тоже в составе группы надводных и подводных кораблей.

В строю, правда, остался только один «Петр Великий» (спущен на воду в 1989-м, принят в эксплуатацию в 1998-м), один так и не достроили, два списали, а еще один уже почти 20 лет находится на модернизации.

GettyImages-824340010.jpg
В полностью автономном режиме «Петр Великий» способен находится в походе в течение 60 дней — на столько у него хватит припасов. Если предположить, что их можно будет пополнить в походе, то корабль сможет оставаться в плавании не меньше десяти лет — столько без перезарядки топлива проработают реакторы

«Петр Великий» — штука впечатляющая: водоизмещение — 26 150 тонн, длина — 250 метров, ширина — 28,5 метра; у него шесть палуб и восемь ярусов, больше тысячи человек экипажа, два атомных реактора и два резервных котла в качестве энергетической установки, способные обеспечить электричеством и теплом Серпухов, Коломну или какой-нибудь иной город с населением в 100–200 тысяч человек. А также огромный набор вооружения, перечисление и описание которого займет примерно столько же места, сколько весь это материал.

Не только на поверхности: подлодки класса «Акула»

Огромные и опасные корабли встречаются не только на поверхности мирового океана, но и под водой. Речь, понятно, о подлодках. И тут безоговорочное первенство принадлежит ВМФ России: именно в его составе несут службу тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула». Они были задуманы и спроектированы в разгар холодной войны как часть ядерной триады СССР (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы) и предназначались, коротко говоря, для гарантированного уничтожения противника в Третьей мировой войне. Построено «акул» было всего шесть (согласно договору ОСВ-1), и по окончании холодной войны пять из них были выведены из состава флота.

Осталась только одна — ТК-208 «Дмитрий Донской». Как и любой другой крупный военный корабль современности, эта подлодка заслуживает отдельного материала или даже нескольких, но так как мы здесь выявляем не самые мощные, а самые большие корабли, то вот вам размеры: 172 метра в длину, 23,3 метра в ширину и 26 метров в высоту; два ядерных реактора, водоизмещение более 48 тыс. тонн (в подводном положении) и, помимо прочего, способность проламывать лед толщиной до 2,5 метра и всплывать в Арктике…

GettyImages-541371548.jpg
Советский контр-адмирал В.Г. Лебедько говорил об «Акулах» так: «Если эту лодку выставить в Москве где-нибудь рядом с Царь-пушкой, то, смотря на нее, человечество осознанно и добровольно навсегда откажется вести какие-либо войны»

…а также спортивный зал, плавательный бассейн размером 4 на 2 м и глубиной 2 м, заполняемый подогреваемой пресной или соленой забортной водой, солярий, сауна, «живой уголок». И способность обеспечить 160 человек экипажа всем необходимым на протяжении полугода автономного плавания.

Герои прошлого

Желание построить военный корабль побольше появилось у людей примерно тогда же, когда корабли стали серьезным аргументом в спорах о доступе к ресурсам и контроле территорий. Так, труды целого ряда античных авторов упоминают и даже описывают тессераконтеру — вероятно, самую большую галеру в историю. Под галерой, заметим тут, понимается боевой корабль, передвигающийся преимущественно на веслах. Слово «тессераконтера» переводится с древнегреческого как «сорокорядная» — именно столько рядов весел у нее было. Длина это сооружение была 130 метров, ширина — 38 метров, то есть размеры у него были вполне современные. Экипаж судна, если верить описаниям из исторических трудов, составлял 4000 одних только гребцов. К ним еще надобно прибавить 400 матросов и пехотинцев в количестве 2850 человек. Построить все это великолепие (а корабль, как рассказывают, был богато украшен) приказал египетский царь Птолемей IV Филопатр в III веке до н. э. Зачем — вопрос открытый. По одной из версий, чтобы показать мощь государства и всех поразить, по другой — для реальных боевых действий. Впрочем, был ли этот корабль действительно построен, как он выглядел (предполагается, что это мог быть катамаран) и что с ним стало, установить невозможно. Но идея впечатляющая.

Не менее впечатляющим был и флагман флота шведского короля Густава Адольфа, названный «Ваза» в честь правящей династии, — один из самых мощных, крупных и хорошо вооруженных кораблей своего времени. Густав Адольф из династии Ваза правивший Швецией с 1594 по 1632 год, привел свою державу к зениту могущества, расширив ее территорию, укрепив армию, проведя успешный налоговые и административные реформы. Но и ему требовалось что-нибудь большое, опасное и символическое — например, огромный военный корабль, которому отлично подойдет имя королевского дома. На монстра длиной 69 и шириной 11,7 метра за два года постройки ушло 16 га леса и уйма денег. На двух пушечных палубах располагались 64 красивые бронзовые пушки. Только вот стрелять им не пришлось: в день первого плавания при большом стечении народа в ясную погоду с несильным порывистым ветром судно вышло из порта, прошло 1300 метров и затонуло в виду Стокгольмского порта.

GettyImages-544976199.jpg
Корабль «Ваза» можно увидеть в музее в Стокгольме, и это очень впечатляющее зрелище

Причина катастрофы — конструктивные ошибки: корабль был слишком узким, центр тяжести его находился высоко, следовательно, судно было неустойчиво, а загрузить больше балласта, чтобы решить эту проблему, не получилось из-за слишком низко расположенных пушечных портов — в этом случае возникала опасность затопления. Поэтому 10 августа 1628 года, выполняя маневр в первом же плавании, корабль при порыве ветра накренился слишком сильно и зачерпнул воды открытыми для демонстрации пушек пушечными портами левого борта. Вскоре на поверхности залива остались лишь обломки и около тридцати (из почти двух сотен) человек, находившихся на борту.

«Ваза» опустился на дно, погрузился в ил, где и провел следующие 333 года. В 1961 году его подняли со дна (благодаря илу он сохранился в весьма неплохом состоянии), законсервировали, и сегодня судно можно увидеть в специальном музее в Стокгольме. И это весьма примечательное зрелище — на корпусе сохранились резьба и следы краски, поэтому он выглядит почти неповрежденным. Это единственный сохранившийся корабль первой половины XVII века. Если будете в Стокгольме, непременно посмотрите — 35 миллионов туристов, ежегодно посещающих музей, не могут ошибаться.

La_bretagne_navire_ecole-1-Bourgault.jpg
Спустя десять лет после спуска на воду самый большой деревянный военный корабль в мире «Бретань» был переоборудован в морскую школу для подростков

Самым же большим деревянным военным кораблем в истории стал 130-пушечный трехмачтовый линкор французского флота «Бретань». Он был спущен на воду в 1855 году и тут же стал не только самым большим деревянным парусным кораблем с паровой силовой установкой, но и самым мощным военным кораблем своего времени. Длина его составила 81 метр (по палубе) при ширине 18 метров.

«Бретань» стала кульминацией парусного кораблестроения: корабль проектировался именно как парусный, а паровая машина была лишь вспомогательным инструментом — пропеллер мог втягиваться внутрь корпуса, чтобы увеличить обтекаемость при следовании на парусах. Судно существовало в единственном экземпляре как раз потому, что, пока оно строилось, прошли испытания первого в истории (французского же) военного парохода «Наполеон». Они настолько впечатлили военное министерство, что то отменило строительство остальных кораблей типа «Бретань».

Фото: U.S. Navy / Handout (в анонсе) / Getty Images, Xinhua News Agency / legion-media, U.S. Navy / Handout / Getty Images, Ministry of Defence / en.wikipedia.org, Universal History Archive / Contributor / Getty Images, Frank Rossoto Stocktrek / Getty Images, NurPhoto / Contributor / Getty Images, Georges DeKeerle / Contributor / Getty Images, ullstein bild / Contributor / Getty Images, en.wikipedia.org

Ключевые слова: военные корабли, крепости
 
# Вопрос-Ответ