Испытание красотой: Историческое ралли Монте-Карло

Испытание красотой: Историческое ралли Монте-Карло

Мало что может сравниться по красоте с классическим ралли: автомобили, которые можно увидеть только в музеях или частных коллекциях, не просто красуются на статичной экспозиции, а выходят на старт настоящих гонок. Многим из них уже порядка полувека и больше, но владельцы современных транспортных средств испытывают зависть, глядя на эти произведения искусства.

1.jpg

Историческое ралли Монте-Карло — одно из многих классических европейских ралли, которые проходят в разных странах мира, однако в списке желаний владельцев классики оно стоит особняком: финишировать в этом ралли означает получить почет и уважение каждого, кто знает, что это такое.

2.jpg

…Ранним и морозным утром 31 декабря 1911 года Андрей Нагель и Вадим Михайлов стартовали от Московской заставы в Санкт-Петербурге на автомобиле «Руссо-Балт», предварительно попозировав столичным фотографам. Их целью было далекое Монако, где находился финиш ралли Монте-Карло, проводившегося всего второй раз в истории.

Ралли было построено по модному в те времена «звездному» принципу, когда все участники стартовали из разных городов, направляясь к единой точке сбора на финише с заданной средней скоростью движения и обязательным прохождением всех точек контроля времени. Российский экипаж проделал три с лишним тысячи километров и первым финишировал в Монте-Карло, получив большое количество наград. Так Нагель и Михайлов стали первыми русскими в ралли Монте-Карло.

Спустя много лет, в 1960-е годы, на старты ралли Монте-Карло выходили и другие русские экипажи на советских машинах: «Волга» ГАЗ-21, «Жигули-2103», «Москвич-407», — однако их результаты были существенно ниже, да и до финиша они добирались не всегда.

В январе 1998 года прошло первое Историческое ралли Монте-Карло — своеобразный виток истории, событие, к участию в котором допускались только те марки и модели автомобилей, которые уже ранее выходили на старты этой гонки.

Что такое историческое ралли? Это современная версия гонки, которая проходила много лет назад, причем на автомобилях той эпохи. Именно в этом и состоит его главное отличие от классического ралли, которое просто собирает ретроавтомобили. Примеров знаменитых исторических ралли не так много, но они есть — например, Mille Miglia или Targo Floria.

В Историческом ралли Монте-Карло соблюдаются все те же принципы, что и в прошлом веке: звездный старт из разных городов, классические маршруты Монте-Карло и регулярность движения, подразумевающая прохождение маршрута не на время, а на точность: заданные параметры времени и средней скорости движения.

При этом количество желающих испытать на прочность себя и свои автомобили увеличивается с каждым годом. Если вначале ралли собирало от 30 до 50 экипажей, то сейчас на старты выходит по триста с лишним машин, и многим организаторы даже вынуждены отказывать, так как пропускная способность дорог не позволяет принять всех. И это притом что данное событие не просто приятное времяпрепровождение — это настоящая гонка на выносливость, которая проходит в течение пяти дней через несколько европейских стран, а маршрут движения составляет 2–3 тысячи километров.

Сюда приезжают люди разных возрастов и уровня обеспеченности, из разных стран и разных профессий. Всех их объединяет одна мечта — проехать Историческое ралли Монте-Карло.

В 2011 году на старт этого ралли впервые вышел российский экипаж. Илья Кашин, владелец холдинга Russian Racing Group и руководитель гоночной команды УГМК «Моторспорт», признается, что для него это ралли стало мечтой с тех пор, как он о нем узнал. Отреставрировав Jaguar E-Type 1968 года, вывел его на гонку и… с тех пор окончательно «заболел» данным событием. В этом году он участвовал в ралли уже в шестой раз, помимо этого за плечами Ильи огромное количество других соревнований, но именно сюда он старается возвращаться каждый год и планирует это делать и в будущем.

3.jpg

«С каждым годом участвовать в ралли все сложнее: люди становятся более опытными, машины совершенствуются, ведь по правилам ралли разрешены доработки подвески, ходовой части и тормозов. Кроме того, и организаторы не стоят на месте: они используют новое оборудование, и если раньше на маршруте спецучастка нас ожидало 5–6 точек контроля времени, то сейчас их может быть 20 и более. Но для меня сложнее — значит интереснее, это серьезный вызов и пилоту, и автомобилю», — говорит Кашин.

В этом году организаторы открыли старты из шести европейских городов: Монте-Карло, Барселоны, Реймса, Осло, Глазго и Бад-Хомбурга. После прохождения первого, так называемого концентрационного этапа все участники собирались в небольшой французской деревушке недалеко от Валанса, а затем уже финишировали все вместе на центральной площади города, Марсовом поле, что стало для местных жителей настоящим праздником. Весь город встречал участников ралли: зрители делали фотографии, брали автографы и вздыхали, глядя на всю эту красоту.

5.jpg

Самые популярные здесь марки: Porsche, Volkswagen, Lancia, Alfa Romeo, Ford, Renault (особенно Alpine), BMW, Opel, Mini Cooper, Fiat, — но встречались и Saab, и Volvo, и Subaru. Самым старым в этом году стал Austin Taxi 1951 года, Triumph TR2 уступал ему в возрасте лишь 3 года. Самые молодые — автомобили 1979 года выпуска. Из советских машин в этом году принимала участие лишь Lada-1500 («Жигули-2103»), которой управлял латвийский экипаж.

Несколько лет тому назад приехали участвовать в Историческом ралли Монте-Карло сразу несколько автомобилей из бывшего СССР: две «Волги-21», двое или трое «Жигулей» и «Москвич-407», — но опыт того года показал, что на этих машинах и ехать тяжело, и финишировать трудно, и сейчас участники от них отказываются, ведь каждый едет для себя за победой.

Илья Кашин неспроста остановил свой выбор на Jaguar E-Type: несмотря на габариты и длинный клюв, этот заднеприводный автомобиль легко управляется и может развивать высокие скорости, которые частенько оказываются полезны в ралли. Помимо этого, ярко-красный «англичанин» в любом месте оказывается в центре внимания, ведь не зря же его в свое время назвали самым красивым купе эпохи.

Экипаж под номером 143 (а Илья Кашин и его штурман Мартинс Путнинс выступали под российским флагом) выбрал для старта германский Бад-Хомбург. До Валанса им предстояло проделать порядка 1100 км пути — понятно, что не напрямую, а по специальному роуд-буку, с отметками на контроле в различных точках маршрута.

Традиционно первый этап для всех участников ночной: старты даются во второй половине дня, а после обеда автомобили по одному проезжают финишный створ на Марсовом поле. Начало ралли всегда самое сложное: бессонная ночь и необходимость «вкатиться» в маршрут для многих становятся первым испытанием, и проходят его не все автомобили. Следующие два этапа в этом году строились вокруг Валанса, после чего экипажи уехали в направлении Монте-Карло, и последний старт давался уже ночью с набережной Принца Альберта.

Пожалуй, именно он становится главным испытанием для пилотов, ведь ночной маршрут этапа проложен по узким горным серпантинам недалеко от Монако. Один из спецучастков носит имя Col de Turini, между собой гонщики называют его «ночь кинжалов». Это самый зрелищный и самый опасный отрезок маршрута: здесь автомобили взбираются вверх в горы по крутым дорожкам и освещают пространство перед собой мощными фарами. Лучи этих фар прорезают темноту будто кинжалами, и если смотреть на гору со стороны, то открывающееся зрелище просто незабываемо.

Зрители любят кидать снег под колеса машин, и неоднократно эти развлечения заканчивались для участников драматично. К счастью, в этом году снега почти не было, и вообще погода благоволила участникам ралли: лишь чуть более 40 экипажей сошли с маршрута, а ведь бывали и истории, когда до финиша добиралась в лучшем случае половина автомобилей, в то время как некоторые навсегда оставались в глубоких ущельях — вытаскивать их оттуда было слишком дорого.

4.jpg

Тем не менее для людей дело обходилось без трагедий: регламент требует наличия в автомобиле обязательного каркаса, спортивных сидений и четырехточечных ремней безопасности. Это спасает от многих неприятностей, которые могут случиться в продолжение длительного ралли.

«Снега в этом году было совсем мало, хотя мы на него и рассчитывали, так как многие европейцы не умеют быстро ездить по снегу, — рассказывает Илья Кашин. — Но в какие-то моменты снежный покров возымел для нас обратный эффект: получалось, что мы упирались во впереди идущий медленный автомобиль и никак не могли его обогнать, ведь в большинстве своем маршрут проходит по очень узким горным дорожкам, где с одной стороны скала, а с другой — обрыв».

Экипаж Ильи Кашина финишировал в этом году пятым в своем классе. Но место в таких соревнованиях — это все же не главное. Важны то счастье и радость, которые люди получают, участвуя в подобных событиях. Для многих это настоящая мечта, к которой они идут всю жизнь, как, например, для 70-летнего француза Луи Мамота, который буквально плакал от счастья на финише гонки. А кто-то в ходе гонки сам становится мечтой и легендой — как 91-летний британец Вилли Вейк, проехавший штурманом все до одного Исторические ралли Монте-Карло и пока не собирающийся останавливаться на достигнутом. В ралли участвуют как действующие спортсмены — например, Даниэль Элена, бессменный штурман Себастьена Лёба, или владелец известного гоночного ателье Ронни Кессель, — так и самые обыкновенные автолюбители, просто обожающие классические автомобили и здоровый образ жизни.

Но самое главное здесь — прикоснуться к красоте, испытать себя и финишировать, зная, что в следующем году ты опять сделаешь все возможное, чтобы выйти на старт.

Фото: предоставлены автором

Ключевые слова: авто, ралли, Монте-Карло, история
Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ