Сверхчеловек: Музыка на кончиках пальцев

Сверхчеловек: Музыка на кончиках пальцев

Обычный человек уверен, что у супергероев должен быть дар божий или, на худой конец, какой-то секрет. «Вокруг света» раскрывает тайны выдающихся людей.

GettyImages-495294754-1200.jpg
Существует мнение, что Сергей Рахманинов мог правой рукой охватить 12 белых клавиш, а левой брал аккорд: до, ми-бемоль, соль, до, соль.

RIAN_68264.HR.ru.jpgСергей Васильевич Рахманинов

Предполагают, что добиться успеха выдающемуся композитору и пианисту помогли физические данные. Современники отмечали, что его кисти были большими и красивыми, цвета слоновой кости, без вздувшихся вен и узлов на длинных пальцах. Долгое время считали, что размеры кисти — следствие генетического заболевания, синдрома Марфана (носители синдрома высоки, как и Рахманинов, имеют удлиненные конечности, вытянутые пальцы — арахнодактилия — и гипермобильность суставов). Однако позже медики эту версию опровергли — у Рахманинова отсутствовали многие симптомы, характерные для данного заболевания.


Медосмотр
Механический процесс

GettyImages-843616818.jpg

Руку музыканта легко узнать по разработанности и «накачанности» межкостных и червеобразных мышц кисти. Но пальцы лишь финальный аккорд. Рука пианиста работает даже не «от плеча», а «из корпуса». Нагрузку несут мышцы спины, груди, плечевого пояса. Они направляют руку музыканта. Сейчас экспрессивная техника исполнения кажется естественной, однако в России о ней впервые заговорил физиолог, композитор и музыковед Иван Крыжановский, в 1922 году опубликовавший «Физиологические основы фортепианной техники». Длинные пальцы в сочетании со слабой спиной вряд ли подарят миру виртуоза. Поэтому никакое заболевание, например арахнодактилия, не может считаться предрасположенностью к игре на фортепиано.

Тренинг
Пальцы веером

Ольга Адольфовна Скорбященская, доцент кафедры методики фортепианного исполнительства Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:

— Секрет успеха Рахманинова не в размерах рук и не в особом их строении, а в комплексе упражнений для растяжки межпястных сухожилий и мышц, которые он регулярно выполнял. Эти упражнения Рахманинов упоминал в интервью американскому журналу «Этюд».

Упражнения на растяжку и на гибкость кисти

Анны Абрамовны Шмидт-Шкловской, автора монографии «О воспитании пианистических навыков»

1. Соберите пальцы в щепотку и затем мгновенно и очень легко, без всяких усилий, «откройте» их (как будто кто-то на них подул, и они «разлетелись», как пушинки одуванчика). Рука легкая (она тоже может «взлетать» вместе с пальцами). После «взлета» пальцы свободно «опадают». Упражнение легче делать на коленях — как бы сбрасывая с них воображаемые соринки.

2. Положите руки на колени, веерообразно разводите и собирайте пальцы, будто разглаживаете платье. Пальцы не натягиваются, двигаются без усилий, как бы сами собой. Запястье при этом не поднимать. Ладонь полностью соприкасается с материей — трение о материю помогает ощутить ее расширение и сужение.

Но важно соблюдать меру

Согласно легенде, Фридрих Вик был уверен, что его ученик Роберт Шуман станет лучшим пианистом Европы. Но Роберт придумал способ для растяжки: один из пальцев закреплял в петле на определенной высоте, а остальными пальцами продолжал играть гаммы. Для 21-летнего Шумана результатом эксперимента были растянутые сухожилия, обманутые надежды и решение стать композитором.

Пьедестал
Размер не имеет значения

Успеха на исполнительском поприще добивались пианисты с совершенно разными физическими данными

01AYMZ4W.jpg

Фридерик Шопен — обладатель узкой и тонкой кисти с недлинными пальцами. Разрабатывая собственную школу игры на фортепиано, музыкант особое внимание уделял развитию гибкости пальцев. Его собственные кисти были суперэластичными.

01B46EJR.jpg


Ференц Лист — венгерский пианист-виртуоз. Современники отмечали, что пальцы у него длинные, а пясть маленькая. Григ, вспоминая Листа, писал о «длинных паукообразных пальцах».

TASS_13760427.jpg


Антон Рубинштейн — его руку называли «львиной лапой в бархатной перчатке». Fortissimo Рубинштейна обладало потрясающей мощью. Вероятно, из-за этой исполнительской особенности немецкие критики прозвали музыканта Северным Чудовищем (Das nordische Ungeheuer). Его кисть была широкой, с развитой мускулатурой, с довольно короткими и толстыми пальцами — в противоположность рахманиновской.

Фото: GETTY IMAGES (X2), ФОТОХРОНИКА ТАСС, РИА НОВОСТИ, DIOMEDIA (X2)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2018 г.

 
# Вопрос-Ответ