Архив: Вольная тема

Архив: Вольная тема

Путешественника, попавшего в незнакомую страну, больше всего поражает нечто непривычное. Француза XIX века в Сиаме удивляла рабская покорность народа и отсутствие свободы.

1868 № 1

В Сиаме всякий подчиненный с трепетом ползает перед человеком, стоящем выше его, и принимает приказания не иначе как на коленях или лежа на земле, со всеми признаками покорности. Таким образом, раб валяется в грязи перед своим господином, мелкие и крупные чиновники — перед начальством и все вместе — перед королем. Всякий сиамец, как бы ни было высоко его положение в обществе, должен стоять на коленях и локтях в присутствии государя. Такое подобострастие изъявляется не только пред лицем короля, но отчасти и перед обитаемым им домом. Когда проходят мимо дворца, то должны обнажать голову. Первые сановники в государстве обязаны закрывать зонтики или, по крайней мере, наклонять их на сторону, противоположную священному жилищу. Бесчисленные гребцы тысяч лодок, плавающих вверх и вниз по реке, обязаны стоять с обнаженною головой, пока мимо них не пройдет царское судно, вдоль которого стоят стрельцы с луками, всегда наготове пустить весьма твердые глиняные шары в тех, кто не соблюдает заведенного порядка.

DSC09742.jpg
Подпись к картинке в журнале 1868 года: Король и королева Сиама 

Сиамцев легко узнают по их мягкой, ленивой походке и рабской фигуре. У них у всех нос несколько вздернут, скулы выдавшиеся, ноздри расширены, рот слишком широк, губы красны от жевания бетеля, а зубы совершенно черны. Кроме того, у них голова обрита, а волосы растут только на макушке, где им дают стоять чубом. Волосы у них обыкновенно черные и жесткие. Женщины также отращивают чуб, но у них волосы мягче и убираются рачительнее. Одежда мужчин и женщин несложна. Кусок ткани (лангути), который поднимают сзади и прикрепляют оба конца к поясу, составляет весь костюм. Женщины сверх того носят через плечо шарф. Должно еще заметить, что женщины гораздо красивее мужчин и что сиамки от 12 до 20 лет могут считаться действительно красивыми.

Одно из лучших качеств сиамцев — их привязанность к семейству. Как у рабов, так и у вельмож вы увидите одинаковую заботливость о детях и любовь к ним. Если какого-нибудь члена семейства постигает несчастье, все родственники, братья, дяди и т. д. общими силами стараются устранить грозящую опасность или, по крайней мере, облегчить участь потерпевшего несчастье. И мне много раз случалось в хижинах рыбаков и во дворце первого министра брать на колени детей и ласкать их. Тотчас же я замечал при этом выражение радости на лице отца или матери, которые с восторгом благодарили меня, а когда я опять проходил мимо их жилища, мать кричала: «Войди, чужеземец».

DSC09743.jpg
Подпись к картинке в журнале 1868 года: Вход в Ват-Шан в Бангкоке

Сиамцы, оставаясь детьми от колыбели до могилы, обожают драгоценности, настоящие и поддельные, если только они блестят. Они покрывают детей и жен кольцами, амулетами и бляшками из золота и серебра повсюду: на руках, ногах, шее, ушах, туловище, плечах — везде, где только могут они держаться. Я видел одного прелестного ребенка, королевского сына, до того обремененного украшениями и вышивкой из драгоценных камней, что он не мог двигаться от бремени своей одежды, слишком большого для его маленького тела.

Не скрывая ни хорошего, ни дурного, мы повторяем, что третья часть сиамцев находится в рабстве. Следовательно, от 1 500 000 до 1 800 000 человеческих существ считаются товаром, который образует три категории: 1) военнопленные, раздаваемые вельможам по произволу короля, выкупная сумма которых может средним числом доходить до 48 тикалов (около 37 рублей); 2) рабы, которые могут выкупиться и попали в невольничество за долги, отрабатываемые ими; 3) рабы, которые не могут быть выкуплены. Последняя категория пополняется нищетой и состоит из детей, проданных родителями вследствие тяжбы, бедности или голода. При такой продаже покупателю вручается письменное свидетельство, что отдают ему ребенка душою и телом. Вот образчик такого контракта: «Во вторник 6 месяца 27 дня 1211 года я, муж, вместе с госпожою Кол, моею женою, мы приводим нашу дочь Ма, чтобы продать ее Луангси за 80 тикалов (60 рублей), который берет ее к себе в службу. Если наша дочь Ма убежит, то ее господин может взять меня и требовать, чтобы я отыскал и привел ему молодую Ма. Я, господин Ма, в подтверждение этого подписываюсь».

Не только родители имеют право продавать своих детей, но и мужья жен. Если муж купил жену, что обыкновенно случается в низших классах, то продажа не представляет ни малейших затруднений. Он может продать свою жену, когда ему вздумается. Но мужу не так легко исполнить это, если жена доставила ему приданое. Тогда продажа совершается только с согласия жены.

ГЕРОЙ
Анри Муо (1826–1861)

01A6BQ6S.jpgФранцузский естествоиспытатель и путешественник. Именно он сделал известным в Европе индуистский храмовый комплекс АнгкорВат, хотя до него эти места уже посещали европейцы: еще в середине XVI века здесь бывали португальские торговцы и монахи, а в XIX веке — французские христианские миссионеры.

С 1858 года Анри Муо совершил четыре путешествия из Бангкока, столицы Сиама (так почти до середины ХХ века назывался нынешний Таиланд), по Юго-Восточной Азии.

В 1868 году «Вокруг света» печатал отрывки из книги Муо «Путешествие по Сиаму, Камбодже, Лаосу и другим частям Центрального Индокитая». К тому времени путешественник уже умер. Он погиб от малярии

В 1861 году в Лаосе, во время своей четвертой экспедиции. Его гробница у города Луангпхабанг сохранилась до наших дней.

Фото: DIOMEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2018 г.

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ