«Отречемся от старого мира!»

«Отречемся от старого мира!»

В новом советском государстве художники, архитекторы, инженеры совершали революцию в повседневной жизни каждого гражданина.

RIAN_00420649.HR.ru.jpg

«Каждая деталь отличного качества!»

«Ситец — такой же продукт художественной культуры, как картина», — заявлял литератор Осип Брик на волне всеобщего революционного порыва вывести искусство из музеев к народу. Самые знаменитые художники взялись разрабатывать дизайн предметов быта. Казимир Малевич создавал орнаменты для ткани, Кузьма Петров-Водкин — рисунки для фарфора.

RIAN_03082093.HR.ru.jpg

«Мы строим солнечные города!»

Новый быт трудящихся должен начинаться с разумной планировки района: когда от дома недалеко до работы и рядом школа, детсад, клуб. Первые соцгорода (жилые массивы такого типа) появились в конце 1920-х — 1930-е годы. Новокузнецкие рабочие, привыкшие к необустроенной жизни в бараках, снимали грязную обувь, чтобы пройтись по асфальту своего соцгородка.

01AYVAPG.jpg

«Носи с честью!»

Мода — буржуазный пережиток; в одежде стали ценить простоту и рациональность. Дизайнеры-конструктивисты призывали не скрывать швы и застежки за декором, а показывать их как главное украшение костюма. Разрабатывали специальную «прозодежду» (производственную) и «спортодежду».

«Дом — это машина для жилья»

Такое определение идеальному жилищу дал реформатор мировой архитектуры Ле Корбюзье, тесно работавший с архитекторами нового государства. Предполагалось, что скоро все советские граждане получат собственную жилплощадь, но минимальную, без излишеств. В проектах домов-коммун просчитывали все, даже количество шагов, совершаемых для каждого действия.

01AX0XC1.jpg

«Ты записался добровольцем?»

На улицах и в зданиях запестрели агитплакаты. Постеры на злобу дня делали молниеносно; стремление экономить время и краску во многом определило лаконичный стиль изображения. Александр Родченко и Густав Клуцис одними из первых в мире стали применять в плакате фотомонтаж.

RIAN_00024689.HR.ru.jpg

«Мир. Труд. Май»

Вместе с новыми праздниками в Стране Советов внедрялись и непривычные разновидности всенародного веселья: митинги и демонстрации. Передовые архитекторы и дизайнеры занимались оформлением улиц и площадей. Для ораторов возводили трибуну с революционной символикой; городской пейзаж оживляли знамена и тканевые перетяжки с лозунгами, выполненные в ярких цветах авангарда.

«Советское — значит отличное!»

Советские разработчики задолго до дизайнеров ИКЕА начали создавать доступные и функциональные предметы интерьера. Новоселы первых домов-коммун въезжали без мебели: она уже находилась в комнатах и была встроенной, что казалось невероятным новшеством. Появились проекты трансформирующихся модулей: например, шкаф, раздвигающийся в рабочее место со столом и книжными полками.

«Искусство принадлежит народу!»

Режиссер Всеволод Мейерхольд считал новый театр «митингом, вынесенным на подмостки, окруженные толпой рабочих, крестьян и солдат». Появились открытые театры, где зритель принимает участие в спектакле, а также театры массового действия, где аудитория размещалась со всех сторон. Залы проектировали так, чтобы в зрительском пространстве не было социального деления: без лож и амфитеатра.

01AR5YPV_1.jpg

«Строить прочно, сдавать досрочно»

Новый стиль 1920-х годов — конструктивизм. Никакой лепнины и прочего привычного декора. Красота здания — в гармонии его форм и в функциональности, отсутствии лишнего. Раскрывается внутренняя конструкция: лестничные шахты в жилых домах выделены вертикальным остеклением, в театре подчеркнут полукруг сцены или коробка зрительного зала.

Фото: РИА НОВОСТИ (X3), DIOMEDIA (X3)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2017 г.

 
# Вопрос-Ответ