Сияние во тьме: посмотрите на 7 невероятных источников света в природе

Явление биолюминесценции неплохо изучено, но все равно завораживает

Природа щедра. Одним дает красоту и грацию, другим — ум и хитрость, третьим — яд и грозный вид. Несчастным и безобразным, обитающим в глубокой тьме, тоже кое-что достается. Например, возможность излучать свет.

ТЕРМИНОЛОГИЯ
Биолюминесценция

Способность живых организмов светиться основана на химических процессах, при которых освобождающаяся энергия выделяется в форме света. У высокоразвитых организмов это происходит в специальных органах (фотофорах), у одноклеточных — в особых органоидах и цитоплазме.

Опыты по изучению природы явления начал проводить еще в 1660-е годы английский физик Роберт Бойль, установивший, что свечение исчезает при отсутствии воздуха. Два века спустя, в 1880-е, французский ученый Рафаэль Дюбуа обнаружил, что биолюминесценция — результат окислительной реакции с участием фермента-катализатора. Реагент (субстрат) он назвал люциферином, а фермент — люциферазой.

Рыба-топорик

Sternoptychidae

NATURE PL / LEGION-MEDIA

Брюшко этой небольшой тропической рыбки, живущей на глубине от 200 до 2000 м, оснащено фотофорами, продуцирующими зеленое излучение. Люминесценция маскирует силуэт топорика: на фоне контрового света сверху (с поверхности океана) рыбка становится почти незаметна хищникам, обитающим ниже.

Светящиеся личинки

Arachnocampa luminosa

Сияние во тьме: посмотрите на 7 невероятных источников света в природе

Потолок новозеландской пещеры Вайтомо напоминает звездное небо. Так сверкают личинки местного грибного комарика. Они ткут шелковые гнезда, спускают вниз множество нитей с липкой жидкостью и своим сиянием завлекают добычу — мошек, улиток и даже собственных взрослых родственников.

Ночесветка

Noctiluca scintillans

Сияние во тьме: посмотрите на 7 невероятных источников света в природе

Таинственное свечение моря, веками завораживающее мореплавателей и рыбаков в разных местах земного шара, вызывают одноклеточные организмы, динофлагелляты, образующие скопления в поверхностных водах. Испускаемые ими импульсы света, возможно, являются сигналом
тревоги.

Светящиеся грибы

Mycena lux-coeli

GETTY IMAGES

Известно свыше 70 видов люминесцентных грибов. Более 40 из них принадлежат к роду мицена. Размер японских грибов mycena lux-coeli, растущих на упавших деревьях, всего 1–2 см в диаметре, но их свечение видно в темноте на расстоянии 50 метров. Предположительно, так грибы привлекают насекомых, которые переносят споры.

Адский вампир

Vampyroteuthis infernalis

DIOMEDIA

Головоногий моллюск, единственный современный представитель отряда вампироморфов, живет на глубине 400–1000 метров, в зоне кислородного минимума. Все его тело покрыто фотофорами, активность которых вампир хорошо контролирует: может управлять длительностью и интенсивностью вспышек. Вместо чернил в случае опасности испускает облако сверкающей слизи.

Скорпионы

Scorpiones

ALAMY / LEGION-MEDIA

Ручная UV-лампа давно используется для ночных полевых съемок этих животных. Скорпионы не обладают способностью к биолюминесценции, но в их экзоскелете содержатся флуоресцентные вещества, активизирующиеся под воздействием ультрафиолетовых волн определенной длины.

Светляки

Lampyridae

DIOMEDIA

Насчитывается около 2000 видов жуков этого семейства. Все они обладают органами свечения разных типов. Самый распространенный — лантерна, располагающаяся на концевых сегментах брюшка. Световые сигналы разной интенсивности и длительности являются средством коммуникации между самками и самцами.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2017, частично обновлен в марте 2024