Если не папа, то кто?

Если не папа, то кто?

Многим кажется, что борьба с коррупцией обречена на провал. Особенно когда власть имущие устанавливают удобные им правила и порядки. Но пять веков назад недовольство одного человека всколыхнуло всю Европу и изменило ход истории

AN7TMC.jpg

Человека звали Мартин Лютер, и с его гнева на злоупотребления агентов папы римского началась Реформация. В октябре 2017 года по всей Германии проводят торжества в честь 500-летнего юбилея этих событий.

Проект: чудо света

Базилика Святого Петра в Риме — до сих пор самая большая церковь в Европе и самая длинная (211 м) на планете. Храм с огромным куполом, способный вместить 20 тысяч человек, — свидетельство невероятного могущества римских пап позднего Ренессанса.

В начале XVI века папа Юлий II запланировал масштабную перестройку Рима. Ее венцом должен был стать роскошный храм невиданных размеров. Так Юлий II намеревался продемонстрировать врагам и друзьям мощь Папского государства и прославить в веках себя как величайшего из понтификов. 18 апреля 1506 года Юлий II торжественно заложил в основание храма первый камень. После смерти понтифика в 1513-м его преемник Лев X продолжил работы. Папы привлекали лучших специалистов: Донато Браманте, Рафаэля…

Величайшая стройка требовала колоссальных затрат. Кто заплатит? Паства, считали Юлий II и Лев Х, собиравшие деньги по всей Европе. Одним из источников дохода был так называемый денарий святого Петра — ежегодные выплаты в пользу папы, взимаемые с отдельных стран. Но этого не хватало. И нашелся более эффективный способ добычи денег — продажа индульгенций.

JTJ059.jpg
Папа Юлий II отдает распоряжения Браманте, Микеланджело и Рафаэлю о строительстве базилики Святого Петра. Орас Верне. 1827 год

Средство: «священная торговля»

Изначально индульгенция — это освобождение от наказания (обычно постом) за грех, которое на верующего налагал священник после исповеди и покаяния. А также подтверждающая это грамота, выданная папой или другим церковным иерархом. Индульгенции даровали, в частности, за богоугодные деяния: паломничество, участие в крестовом походе, постройку часовни… Потом сообразили, что благие дела можно заменить денежным эквивалентом — пожертвованием. Так индульгенциями стали торговать.

Эти грамоты воспринимались как милость первых лиц церкви, жалуемая по особым случаям. А Лев X ради строительства собора выпустил «индульгенции святого Петра» огромным тиражом, и торговля ими сопровождалась активнейшей рекламной кампанией. Индульгенции образовали самостоятельный рынок, их покупали и перепродавали наподобие ценных бумаг. Распространявшие грамоты священники и монахи в погоне за прибылью обещали скандальные вещи: отпущение любых грехов, даже будущих, без покаяния и на тысячи лет, гарантированное место в раю для покупателя и его уже умерших родных. Бытовала поговорка: «Лишь только монета упала в мешок, душа из геенны огненной скок». Папа и епископы закрывали глаза на такую практику, а деньги исправно поступали в Рим.

iblrai01818069.jpg
Интерьер базилики Святого Петра с балдахином работы Лоренцо Бернини

Догма

Учение Лютера

Принципы, которые сформулировал виттенбергский священник, порвавший с католической церковью, в общих чертах легли в основу разных протестантских течений. По Лютеру, человек может быть спасен:

— sola scriptura — «только через Писание». Для постижения Бога необходимо всего лишь внимательно читать Библию. Каждый в состоянии ее понять. Священники и церковь как институт не нужны, каждый член общины вправе сам исполнять обязанности духовного лица; а судить всех может только Бог, поэтому не нужны церковные суды и церковная власть.

— sola fide — «только через веру». В пышных ритуалах нет необходимости. Количество церковных таинств сокращается до трех: крещение, исповедь, причастие. Целибат нужно отменить. Службы должны вестись не на латыни, а на местном языке, чтобы прихожане понимали, о чем речь, и могли сами, без посредства священников, приобщиться к вере.

— sola gratia — «только через милость». Церковь не вправе давать отпущение грехов, судить или прощать — это дело Бога. Окончательный расчет за грехи возможен только после смерти. Так что индульгенции теряют смысл.

Исполнители: курфюрст и проповедник

В поисках перспективного «рынка сбыта» индульгенций папа обратил внимание на германские земли Священной Римской империи. Там в 1514 году освободилось место архиепископа Майнца. Должность завидная: один из семи курфюрстов, имевших право выбирать императора, второй человек в государстве. 23-летний епископ Альбрехт, стремившийся получить этот пост, должен был, согласно обычаю, заплатить за него Святому престолу внушительную сумму. При этом Альбрехт не хотел терять и архиепископство Магдебургское, а также претендовал на епископство Хальберштадтское. Деньги на все это он занял у богатых банкиров Фуггеров и в итоге заполучил в нарушение церковных канонов сразу три крупнейшие епархии — случай особенный даже для того времени. Святой престол предложил новоиспеченному курфюрсту способ быстро расплатиться по счетам: разрешить продажу индульгенций в своих обширных землях в течение восьми лет, половину выручки отправлять на строительство собора, другую — оставлять себе, точнее отдавать банкирам в уплату долга. Альбрехт легко согласился.

BR20-3641.jpg
Грамота о предоставлении индульгенции с печатями церковных иерархов, выпущенная для храма Святого Николая, 1484 год. Индульгенции освобождали от епитимьи, обычно на 40 дней, при условии совершения указанных в них действий: например, регулярных молитв на эту грамоту, помощи в строительстве дорог, мостов, церквей, колонизации определенных земель и т. д.

Для распространения индульгенций на службу к нему поступил монах Иоганн Тетцель, настоящий профессионал и превосходный оратор. Тетцель и его агенты разъезжали по городам, бойко торгуя грамотами оптом и в розницу. Весной 1517 года Тетцель прибыл в Ютербог на границе с землями саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, который запретил продажу индульгенций для финансирования собора в своих владениях (церковь не имела на это права без согласия гражданских властей). И жители Саксонии из окрестных городов, вместо того чтобы посещать воскресную службу в своем приходе в свободный от работы день, устремлялись в Ютербог — послушать, как Тетцель расхваливает свой товар, прикупить грамоту. Отток прихожан обеспокоил священника из Виттенберга по имени Мартин Лютер.

BE0855.jpg
Памятник Мартину Лютеру в Дрездене

Большая стройка

Кёльнский собор

Готический храм в Кёльне с 1880 по 1884 год считался самым высоким зданием в мире. Его начали строить в 1248-м и могли бы закончить гораздо раньше второй половины XIX века, если бы в Риме не начали возводить собор Святого Петра. Кёльнскому архиепископству в числе прочих пришлось серьезно раскошелиться на папский проект. Кроме того, горожане предпочитали покупать индульгенции не от местного церковного иерарха, а от самого понтифика. С началом Реформации стало совсем плохо — поубавился поток пилигримов, которые до этого исправно посещали хранящиеся в соборе реликвии, жертвуя ему деньги. Так что около 1530 года работы остановились и возобновились только через 300 лет.

Несогласный: рассерженный богослов

Лютера возмутила не столько конкуренция за паству. Доктор теологии и профессор Виттенбергского университета, он усмотрел в обещаниях, которые раздают продавцы индульгенций, вопиющее противоречие со Священным Писанием. К тому же в руки Лютеру попала инструкция по торговле отпущениями грехов, составленная по распоряжению Альбрехта на основе тайного папского предписания. В ней, как выразился американский историк Роланд Бейнтон, архиепископ «побил все рекорды притязаний на духовные блага, которые способны были дать индульгенции», но при этом умолчал о своем долге банкирам. А вот виттенбергский теолог молчать не стал.

_AKG7954_2.jpg
Лютер прибивает «95 тезисов» к храмовым вратам в Виттенберге. Гуго Фогель. Конец XIX века

В учебники, книги и фильмы вошел сюжет, как 31 октября 1517 года Лютер вывесил составленные им «95 тезисов» против индульгенций на вратах Замковой церкви в Виттенберге на всеобщее обозрение. Этот день считается началом Реформации. Однако на самом деле упомянутый эпизод, возможно, легенда — по крайней мере, достоверность его не доказана. Еще в начале 1960-х немецкий ученый Эрвин Изерло отмечал, что эта история появилась уже после смерти Лютера. Мы знаем о ней от Филиппа Меланхтона, одного из деятелей Реформации, который прибыл в Виттенберг только в 1518 году. Не найдено никаких записей самого Лютера об этом событии. Если задуматься: зачем вообще было размещать на церковных вратах текст на латыни, которую могли понять только образованные люди, но никак не большинство рядовых прихожан?

Известно, что Лютер отправил письмо Альбрехту Майнцскому и приложил к посланию свои «95 тезисов». В них священник объяснял, почему торговля индульгенциями противоречит духу христианства и почему отпущение грехов «по бумажке» на самом деле не работает. Лютер просил архиепископа приструнить агентов и отозвать данные им инструкции. Не дождавшись ответа от Альбрехта, Лютер разослал письма с тезисами церковным иерархам империи и светским князьям. И на этот раз его заметили.

01AY5DR8.jpg
Те самые 95 тезисов, выбитые на вратах той самой Замковой церкви

Большая стройка

Ульмский собор

Самый высокий христианский храм мира находится в немецком городе Ульм. Строительство заложенного в 1377 году собора финансировали горожане Ульма. Каждый новый архитектор стремился сделать собор больше и выше, пока в конце XV века не выяснилось, что стены и колонны не выдерживают спроектированных позже массивных сводов. Срочно приняли меры, но тут началась Реформация. В 1530 году жители Ульма массово перешли из католичества в протестантизм. Собор объявили лютеранским, однако, поскольку благосостояние горожан было подорвано за годы религиозных беспорядков, строительство храма застопорилось. Работы возобновились лишь в 1844 году и были завершены в 1890-м.

Противостояние: дуэль на анафемах

Инициативы Лютера понравились некоторым светским правителям, не желавшим, чтобы деньги утекали из их владений в Рим, а также многим образованным людям. В 86-м тезисе Лютер передает речи возмущенных современников: «Почему папа, который сегодня богаче богатейшего Красса, не построит, по крайней мере, храм Святого Петра на свои деньги, а не на деньги бедных верующих?» Собственно, индульгенции стали последней каплей, ведь недовольство коррумпированной и погрязшей в политических интригах церковью копилось уже давно. Иерархи в нарушение обетов жили в вызывающей роскоши, не скрывали любовниц и незаконных детей. Процветали все виды взяток, церковные должности покупались и продавались, высокопоставленные духовные лица пристраивали на них своих родственников. На местах назначенные за деньги священники плохо знали латынь, не умели писать проповеди, пренебрегали обязанностями… Все как будто только и ждали протеста Лютера. Труды теолога перевели с латыни на немецкий и отдали в типографии. Как пишет историк Реформации Петер Бликле, именно книгопечатание обеспечило широкое распространение идей Лютера. Вскоре эти тексты оказались почти в каждом доме, где умели читать.

D5BA1D.jpg
Сувенирные статуэтки Лютера на рыночной площади в Виттенберге

Архиепископ Майнцский забеспокоился и направил жалобу на Лютера в Рим. Священника пригласили туда для беседы, но тот не явился, справедливо опасаясь пыток и костра. Вместо этого он принял участие в богословских диспутах и выступил на рейхстаге в Аугсбурге, где папский эмиссар объявил непокорного еретиком. В октябре 1520 года Лютеру вручили буллу о его отлучении от церкви, изданную Львом X. По тем временам это была страшная кара. Отлученный оказывался вне закона, любой мог безнаказанно побить его, ограбить и убить. Лютер не растерялся. Утром 10 декабря того же года он в сопровождении нескольких студентов и магистров Виттенбергского университета вышел из города и сжег на костре сборники по церковному праву и маленькую книжицу — ту самую буллу. А самому папе ответил симметрично, во всеуслышание отлучив понтифика и всех покорных ему иерархов от христианской общины. Это была неслыханная дерзость. В 1521 году Лютера вызвал в Вормс на рейхстаг император, но и перед ним реформатор не отрекся от своих взглядов. На обратном пути Лютера похитили: это его покровитель курфюрст Фридрих Мудрый, решив спасти проповеднику жизнь, распорядился тайком укрыть его в одном из своих замков. Почти год Лютер жил там под видом дворянина Георга. Реформатор продолжил распространять сочинения о том, что для спасения души христианин не нуждается в папе и прелатах, в пышных богослужениях и грамотах с печатью Святого престола. Лютер также выпустил перевод Нового Завета, а позже и всей Библии на немецкий язык, чтобы сделать текст Писания доступным каждому. В городах и весях проповедники с похожими идеями стали собирать последователей, знать захватывала церковные владения, а восставшие крестьяне громили монастыри…

В 1563 году на Тридентском соборе католическая церковь осудила торговлю индульгенциями. Но Реформацию было уже не остановить.

iblhwo04509906.jpg
«Роза Лютера» — символ лютеранства с печати великого реформатора, сделанной для него в 1530 году

* * *

За два последующих века представителям различных течений Реформации неоднократно приходилось сражаться за убеждения. Однако католической церкви так и не удалось истребить протестантизм, как это случалось в предыдущие столетия с еретическими движениями. Его различные ветви утвердились в нескольких странах Европы. Протестанты основали первые колонии на землях будущих США и привезли с собой стремление к независимости и «протестантскую этику» — рациональную и прагматичную жизненную философию. Реформация выстояла и изменила мир.

Фото: ALAMY (х4), IMAGEBROKER / LEGION-MEDIA, BRIDGEMAN / FOTODOM.RU, AKG / EAST NEWS, DIOMEDIA, IMAGEBROKER / LEGION-MEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2017 г.

 
# Вопрос-Ответ