Роскошные формы

Роскошные формы

Быть красивой — дорогое удовольствие. Сейчас во всем мире тратятся немалые деньги на стройность и подтянутость. А в эпоху Рубенса физические показатели достатка и успешности были противоположными

VS12_032_KulturnyKod.jpg
Нажмите для увеличения

Картина «Венера перед зеркалом»
Дерево, масло. 123 х 98 см
1614–1615
Хранится в Музее Лихтенштейн в Вене

Если в России говорят «кустодиевская женщина», в Европе скажут «рубенсовская». Плодовитый фламандец остался в памяти потомков во многом благодаря дамам с его полотен — Венерам, Дианам и Грациям «плюс сайз». Рубенс писал их в таком количестве не столько из-за личных предпочтений, сколько ориентируясь на вкусы богатого окружения — потенциальных покупателей.

Главный город Фландрии Антверпен, где художник обосновался и провел большую часть жизни, в XVI веке был столицей мировой торговли. Гражданская война, отделение от Испанской империи Северных Нидерландов и блокада выхода к морю подорвали могущество Антверпена, однако в начале XVII столетия город понемногу восстанавливался. Дворянство и богатые буржуа привыкли жить на широкую ногу. И в первую очередь это касалось еды. В 1630-е годы наместник Испанских Нидерландов Фердинанд, шокированный размахом застолий, которые устраивали по праздникам антверпенцы, назвал их дикими зверями. Типичный фламандский обед был очень калорийным: масло, мясо и сыры, разнообразная выпечка, пиво; готовили на животном жире и сливочном масле. Из колоний в больших количествах стали привозить сахар, и этот недешевый продукт завоевал фламандскую кухню. Завидная невеста из высших кругов Антверпена питалась регулярно, калорийно и дорого, и ее формы были показателем благосостояния. Такая красота пользовалась спросом, и Рубенс с удовольствием умножал ее на полотнах.

1 Венера. Сюжет «туалет Венеры» в искусстве известен с античных времен. Однако у рубенсовской богини любви внешность не гречанки или римлянки, а типичной фламандки: блондинки с пышными формами. Это состоятельная дама с холеным, но довольно рыхлым от праздности телом, белой кожей, ухоженными густыми волосами, окруженная предметами роскоши.

kult-kod-Venera-1-2.jpg

2 Зеркало. Атрибут богини любви и красоты, символ женской привлекательности. Большие, до метра с лишним, стеклянные зеркала, достаточно плоские, чтобы не искажать отражение, научились делать в XVI веке венецианские мастера с острова Мурано. Венеция долго сохраняла монополию на эту технологию, и качественное большое зеркало было товаром редким и дорогостоящим. Так, при описи имущества умершего в 1683 году французского министра Жана Батиста Кольбера венецианское зеркало высотой 117 см оценили в 2,6 раза дороже, чем картину Рафаэля.

kult-kod-Venera-3.jpg

3 Служанка. Первых чернокожих рабов в Антверпен завезли в XVI веке обосновавшиеся там португальские торговцы. Европейцы покупали африканцев за 30 флоринов, большую часть их доставляли в Новый Свет и перепродавали уже за 300–500 флоринов. В Антверпене по закону рабовладение было запрещено, но на практике существовало и даже стало модным в богатых домах.

kult-kod-Venera-4.jpg

4 Браслет. В конце XVI века в завещании жены французского ювелира пара золотых браслетов с жемчугом и самоцветами была оценена в 15 золотых экю, то есть каждый чуть больше годового жалованья учителя.

kult-kod-Venera-5.jpg

5 Жемчуг. Атрибут Венеры, которую отождествляли с греческой богиней Афродитой, родившейся, по Гесиоду, из морской пены. Жемчужины правильной формы очень ценились и могли стоить дороже алмазов. У королевы Марии Медичи были две большие жемчужины по 2100 ливров каждая и 6 более скромных — по 300 ливров (50 ливров — цена лошади).

kult-kod-Venera-6.jpg

6 Покрывало. Красный цвет ассоциировался со страстью. Бархат — одна из самых дорогих тканей того времени; в соседней Голландии в конце XVI века на ношение одежды из него ввели налог. В начале XVII столетия в Англии за три ярда (2,74 м) бархата платили около двух фунтов. Во столько же оценивали корову и труд служанки в течение года.

Художник
Питер Пауэл Рубенс

Peter_Paul_Rubens_Self-Port.jpg1577 — родился в Зигене в семье фламандского юриста.
1598 — был принят «свободным мастером» в антверпенскую гильдию художников.
1600 — уехал в Италию, поступил на службу к мантуанскому герцогу Винченцо I Гонзаге.
Ок. 1606–1611 — написал «Туалет Венеры», копию картины Тициана, одну из первых своих Венер. За всю жизнь Рубенс создал более 30 живописных изображений этой богини.
1608 — вернулся в Антверпен.
1609 — женился на Изабелле Брандт, дочери секретаря городского суда. Назначен придворным художником эрцгерцога Альбрехта VII, правителя Нидерландов.
1626 — овдовел.
1630 — женился на 16-летней Елене Фаурмент.
1640 — умер от разрыва сердца. Похоронен в Антверпене.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» №3, март 2017

 
# Вопрос-Ответ