Свой среди чужих

Свой среди чужих

Стандарты привлекательности различаются по всему миру

Дизайнеры из разных стран видоизменили фотографии мужчины и женщины в соответствии с национальным представлением о прекрасном.

Антрополог

Boicova.jpgОльга Бойцова, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН

Фотографии проекта отражают стереотипы отдельных дизайнеров — их личное представление о том, что кажется красивым представителям их наций. Но что могло повлиять на возникновение именно таких стереотипов у конкретного дизайнера? В первую очередь массовая культура. В современном мире в представлениях о женской красоте правят бал уже не исторически сложившиеся национальные каноны красоты, а популярные медиаперсонажи.

Участники проекта видоизменили исходное фото, ориентируясь на популярных в их странах медиаперсон. Так, например, дизайнер из Китая явно руководствовался внешностью поп-идолов азиатской музыкальной индустрии, в которой преобладает «кавайный» тип девочки-подростка (в противоположность подчеркнуто сексуальному женскому образу, популярному в западной культуре). Своей модели дизайнер придал черты субтильной девушки, доведя ее ИМТ до числа, опасного для жизни.

Тонкая талия, которую создал модели дизайнер из США, — отсыл к канонам, продиктованным куклой Барби и принцессами из диснеевских мультфильмов.

В Испании широкий резонанс получило требование правительства заменить в магазинах манекены с худыми фигурами на те, у которых более естественные формы. Пышнотелые красотки появились на обложках журналов. Эта тенденция могла транслироваться дизайнером фотопроекта.

VS12_054_FOTOPROJECT.jpg

Психолог

Dimura.jpgИрина Димура, доцент кафедры общей педагогики Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой

Закономерности восприятия красоты в разных культурах определяются ценностями конкретного общества. Попытки антропологов выявить универсальные каноны физической привлекательности разбиваются о разнообразие ее проявлений. Один из главных факторов при оценке внешности — когнитивная экономичность. Мы стремимся принимать решения так, чтобы затрачивать меньше усилий. Профессор кафедры психологии Калифорнийского университета Петр Винкельман утверждает, что усредненные образы более привлекательны, из-за того что сознанию человека легче их обрабатывать.

Социальный психолог из США Роберт Зайонц установил, что даже нескольких секунд предварительной демонстрации фотографии незнакомца может быть достаточно, чтобы при встрече уровень благосклонности к этому человеку увеличился в 1,5 раза. По этой же причине ежедневное окружение типично европейскими лицами приводит к тому, что они кажутся нам более привлекательными, чем лица красавиц из Папуа — Новой Гвинеи.

Среди «быстрых факторов», влияющих на нашу симпатию к человеку, по мнению ученых из Университета Нью-Мексико (США), — симметричность лица и фигуры незнакомца. Она сигнализирует о большем генетическом разнообразии человека и, как следствие, о более сильной иммунной системе.

VS12_055_FOTOPROJECT.jpg

Этнолог

Kl_G8Yyo53c.jpgДмитрий Опарин, ст. преподаватель кафедры этнологии исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Красота — это концепция социальная, экономическая и политическая. Она зависит от понимания того, что престижно, и отражает высокий статус. В одной стране это длинная шея, а в другой — сумочка Lоuis Vuitton.

Каждое общество так или иначе старается копировать один паттерн, просто в разных вариациях, зависящих от социального и культурного бэкграунда, уровня благосостояния. И чем традиционнее культура, тем сильнее во внешности отражены социальные приметы (замужем или нет, чем занимается муж, есть ли дети) и тем выше степень выражения национальной идентичности. Так, если в России мы не увидим на улице девушек в традиционных сарафанах, то в Африке историческое платье — это обычное дело.

Фото: Depositphotos / Legion-media, Superdrug Online Doctor (onlinedoctor.superdrug.com/), Hugo Felix / Shutterstock, NYPhotoNY - Self-Portrait

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» №3, март 2017

ПОКАЗАТЬ КОММЕНТАРИИ
# Вопрос-Ответ