Рыбы-физиономисты, космическая музыка и другие открытия месяца

Описания многих открытий звучат забавно, но «Вокруг света» сумел найти в них серьезную научную основу

iStock_25700016_XLARGE.jpg

Спите спокойно, товарищи

Что сделано? Группа финских, австрийских и венгерских исследователей по ночам измеряла лазерным сканером положение ветвей деревьев.

Зачем это сделано? Оказалось, что ночью ветви «расслабляются» и заметно опускаются — до 10 сантиметров у пятиметровых деревьев. Таким образом, стало ясно, что не только цветы, но и большие деревья после заката «засыпают». Но пока неясно, что их «будит» утром — солнце или собственные циркадные ритмы.

E1TNTB.jpg

Выпей йаду

Что сделано? Американские биологи наблюдали, как подвязочные змеи поедают сверхъядовитых тритонов.

Зачем это сделано? Отдельные желтобрюхие тритоны так ядовиты, что могут убить несколько десятков человек разом. Ученые выясняли, какие сочетания генов ответственны за повышение ядовитости тритонов и усиление сопротивляемости к яду у змей.

AX311E.jpg

Личное знакомство

Что сделано? Австралийские ихтиологи показывали рыбам-брызгунам свои фотографии.

Зачем это сделано? На снимки с одними лицами рыб учили брызгать водой, другие изображения надо было игнорировать. Рыбы смогли запомнить около 40 разных лиц и распознавали их в 85 % случаев, несмотря на то что из воды сложно смотреть на объекты в воздухе. Ранее считалось, что способность распознавать лица присуща только живым существам с развитым головным мозгом, например приматам.

А в это время…

Британские генетики выяснили, почему местные бабочки темнеют от загрязнения воздуха (это регулирует ген cortex). Американские биологи установили, почему длина сперматозоидов у дрозофил в 20 раз превышает длину тела самцов. Британские астрофизики заслушиваются музыкой, родившейся 13 миллиардов лет назад внутри звезд кластера M4 нашего Млечного Пути.

Фото: Alamy / Legion-media (x2), iStock