Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

История настольных игр: го и нарды

9 января 2016

Го: восточная стратегия

История настольных игр: го и нарды

В Японии эпохи Эдо (200–400 лет тому назад) это была самая уважаемая игра. Го, однако, не японское изобретение — оно попало на острова из Китая, вероятно, через Корею в VII веке. По преданию, прототип игры придумал еще в 3-м тысячелетии до н. э. легендарный император Поднебесной Яо для обучения сына. На самом деле эта игра почти на две тысячи лет моложе. По одной из версий, она могла «вырасти» из планов расположения войск, которые чертили на земле и выкладывали камнями древнекитайские полководцы. В XX веке Мао Цзэдун, сам увлекавшийся китайским вариантом го — вэйци, рекомендовал военным практиковаться в игре для развития стратегического мышления. Современные политологи и экономисты изучают го как отражение восточного мышления и образа действий, ориентированного на достижение цели рассредоточенными обходными маневрами.

Нарды: чотворение мира

История настольных игр: го и нарды
«Игроки в нарды», акварель итальянского художника-ориенталиста Джулио Розати, конец XIX века

Одна из самых древних игр (ее прообраз из 3-го тысячелетия до н. э. в 2004 году нашли археологи на раскопках иранского городища Шахри-Сухте) существовала во множестве вариантов. В средневековой Европе в нее играли на деньги и принцы, и простолюдины, несмотря на церковные запреты. А восточные мудрецы считали нарды не греховной забавой, а моделью мироздания. В персидском трактате написано: «30 камней я уподобляю 30 суткам: 15 белых я уподобляю дню, а 15 черных я уподобляю ночи. Пару игральных костей я уподобляю вращению звезд и вращению небосвода… Расстановку камней на доске нардов я уподобляю тому, как господь Ормазд (верховное божество зороастрийцев. — Прим. «Вокруг света» ) дал [каждое] творение земному миру. Вращение и возвращение камней с помощью костей уподобляю тому, как человек в земном мире постоянно связан с небесными силами: он движется и передвигается под влиянием семи [планет] и двенадцати [зодиакальных созвездий]. При возможности они бьют друг друга и вытесняют подобно тому, как люди в земном мире побивают друг друга». То есть каждая партия в нарды воспроизводит жизненные циклы природы и людей, как это делалось в древних ритуальных представлениях, в которых человечество, по выражению нидерландского культуролога Йохана Хёйзинги, «разыгрывает весь порядок бытия в священной игре. И в этой игре, и через игру оно вновь воплощает представленные события и помогает тем самым поддержанию мирового порядка».

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2015

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения