Окно в Африку

Окно в Африку

Питер Пауэл Рубенс считался художником для королей, его картины стоили дорого и пользовались спросом. Венценосных особ не интересовало, что модный живописец никогда не видел в естественных условиях ни экзотических зверей, ни как на них охотятся


Нажмите для увеличения

У Рубенса было много заказов, и клиенты прощали ему то, что скорости ради вместе с мэтром над картинами, как правило, работали ученики. Баварский герцог Максимилиан заказал художнику четыре полотна на тему охоты. «Охота на гиппопотама и крокодила» — одно из них, и самое необычное.

«Охота на тигров». Музей изящных искусств, Ренн

«Охота на кабана». Музей изящных искусств, Марсель

«Охота на львов». Копия четвертой картины цикла, написанная в 1621 году, оригинал погиб при пожаре в Бордо в 1870-м. Старая пинакотека, Мюнхен

И Рубенс, и его заказчики, люди эпохи барокко, любили броскую экзотику. Правда, в Азии и Африке художник не бывал и иноземных животных мог наблюдать разве что в частных зверинцах или, в случае бегемота и крокодила, в виде чучел. В отличие от собратьев по ремеслу, осторожно изображавших диковинных зверей в статичных позах, Рубенс первым из европейских художников реалистично написал их в динамике, в яростных схватках с людьми, хотя никогда не видел этих животных в природе. По мнению искусствоведа Татьяны Каптеревой, Рубенс, разрабатывая тему охоты, создал новый жанр фламандской живописи, сразу ставший очень популярным.

В ходе Наполеоновских войн все четыре картины были увезены в Париж, и только «Охота на гиппопотама» в 1815 году вернулась в Баварию. В наши дни она находится в Старой пинакотеке в Мюнхене.

1 Гиппопотам. Со времен Древнего Рима этот зверь снова попал в Европу живьем только в конце XVII века. Рубенс мог делать наброски с чучел гиппопотама. Одно из них хранилось во дворце герцога мантуанского Винченцо I Гонзага — покровителя художника. Этот «артефакт» династия Гонзага «унаследовала» вместе с собранием других диковин от свергнутых ими предыдущих хозяев Мантуи — Бонакольси. Новые владельцы коллекции усадили верхом на чучело набальзамированный труп последнего из врагов и в таком виде хранили во дворце с XIV века. Другое чучело бегемота, которое мог видеть и зарисовывать Рубенс, выставлялось на обозрение публики в 1601 году в Риме. На картине Рубенса гиппопотам явно меньше реальных размеров (вес взрослых особей — 2,5–4 тонны). Тем не менее это, похоже, первое реалистичное изображение бегемота в западноевропейской живописи.

2 Крокодил. Чучела этих животных художник видел в той же коллекции диковин мантуанского герцога и в разных городах Европы. В те времена чучелу крокодила приписывали способность отвращать зло, их вешали под потолок даже в церквях. На полотне Рубенса — представитель вида Crocodylus niloticus (крокодил нильский).

3 Схватка. На картине сразу два противостояния: не только охотников с дикими зверями, но и животных между собой. Гиппопотама и крокодила изображали враждующими еще в Античности, а в XVI–XVII веках этот сюжет растиражировали натуралисты.

4 Река. Это Нил, с которым у Рубенса ассоциировались крокодил и гиппопотам.

5 Охота. С эпохи Древнего Египта и до Нового времени на гиппопотама охотились с помощью гарпунов, как правило, с лодки. Художник, плохо представлявший себе нильские болотистые заросли, изобразил самый эффектный и привычный вид охоты — конную, с участием гончих, с копьем, дротиком, мечом и луком (в начале XVII века их даже в Европе еще не вытеснили ружья).

6 Одежда. Костюм арабов, жителей Египта, находящегося под властью Османской империи, показан у Рубенса довольно условно. Едва прикрывающие тело одежды двух героев напоминают, скорее, древнегреческие эксомиды, а третьему к его отороченному мехом богатому турецкому кафтану с застежками явно не хватает шаровар.

7 Пальмы. В европейском искусстве это растение — символ победы: в Древнем Риме пальмовыми венками награждали гладиаторов-победителей, а ветви использовали в триумфальных церемониях, так что, вероятно, исход кровавой охоты на картине Рубенса предопределен в пользу людей.

ХУДОЖНИК
Питер Пауэл Рубенс

1577 — Родился в немецком городе Зигене в семье юриста.
1590–1598 — Учился живописи поочередно у трех именитых художников Антверпена.
1600 — Уехал в Италию, поступил на службу к мантуанскому герцогу Винченцо I Гонзага.
1609 — Назначен придворным художником эрцгерцога Альбрехта VII, правителя Нидерландов.
1616–1618 — Написал для баварского курфюрста цикл на тему охоты.
1623–1630 — В Тридцатилетнюю войну был посредником в переговорах о мире между Англией и Испанией.
1640 — Умер от разрыва сердца. Похоронен в фамильном склепе семьи его жены Елены Фаурмент при церкви Святого Иакова в Антверпене. За всю жизнь художник создал около 1300 картин, не считая гравюр, эскизов и рисунков.

Фото: Bridgeman / Fotodom.ru

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ